Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)

Мой блог / Просмотр публикации

Несмотря на кардинальную смену идеологий, произошедшую в начале 90-х годов прошлого века, на мой взгляд, одно было и остается неизменным в нашем обществе:

Как до падения коммунистического строя, так и после него, мы массово испытываем какую-то неутолимую жажду веры. 

Просто раньше поголовно верили в победу коммунизма. А теперь все больше обращаемся в христианство-мусульманство-буддизм-кришнаитство. Или вот еще в Путина кто-то верит. А кто-то, наоборот, в то, что путинское правительство - это воплощение Зла.

На фоне подобной религиозности становится неудивительным, что и многие психологи начинают оперировать данным понятием в своей практике.

Несмотря на то, что вера, например, не фигурирует в списке потребностей Маслоу. И ее не значится в перечне необходимых навыков практикующего консультанта (большинства известных мне направлений).

Верить в Другого в нашей профессии считается вроде как хорошим тоном. А уж если этот Другой (в особенности клиент) напрямую просит поверить в него (в его силы, способности преодолевать препятствия или умения справляться с трудностями), так и вовсе мало кто решится ответить отказом.

Но так ли это полезно? Или скажу иначе - Вы уверены, что Ваша вера не наносит клиенту вред?

В своей практике я исхожу из того, что человек приходит ко мне на консультацию не за порцией воодушевления. И не за улучшением настроения и самочувствия. Иначе стакан виски или рюмка водки с этой задачей справились бы быстрее, чем я (и гораздо дешевле). А затем, чтобы увидеть и признать реальность.  

Именно обнаружение реальности и, соответственно, себя в этой реальности является очень сложным, но крайне необходимым навыком для современного человека. 

Обнаружив же себя и реальность в которой существует, обычный человек, скорее всего, окажется в дальнейшем способным найти выход из того трудного положения, в котором оказался.

Причем, как правило, самостоятельно.

Это предположение в моей жизни и в моей практике подтверждалось неоднократно. А потому я и склонен им руководствоваться в работе.

Что же мешает данному обнаружению? И почему люди не всегда оказываются в состоянии справиться с подобной задачей?

Причин тому может быть множество. И одна из них (на мой взгляд - основная) - это готовность окружающих (из лучших побуждений, разумеется) признавать вымышленную реальность (клиента, собеседника или свою собственную) и неготовность опираться на факты.

Вот скажите мне, когда кто-либо утверждает, что Вы способны построить бизнес, отражает ли он Реальность?

Разумеется. Но только в том случае, если Вы УЖЕ успешный бизнесмен.

А когда, например, психотерапевт сообщает, что Вы способны отстоять свои психологические границы в конфликте с мамой, опирается ли он на факты?

Тоже может быть. Но только если перед этим Вы успешно отстояли их в конфликте с самим терапевтом. И то при условии, что Вас связывают десятки проведенных консультаций и прочно сформированный материнский перенос на терапевта.

В противном случае это лишь вера в Вас и Ваши способности.

А что такое вера? 

Это признание Истиной того, что люди не могут или просто не могли (по разным причинам) проверить ранее.

Но зачем им это делать? То есть, зачем признавать реальностью что-либо, что не проверялось?

На мой взгляд, те, кто так поступает, уповают на то, что это поможет человеку (в способности которого верят) справиться со своими проблемами. Или что это сделает более качественными и теплыми отношения с ним.

Из лучших побуждений, короче.

Но если в обычных отношениях подобные надежды и понятны (хоть и не оправданны, на мой взгляд), то в терапевтических - вредны.

Разве можно помочь человеку в развитии его способности обнаруживать себя и окружающую реальность, если при этом говорить о собственных надеждах и фантазиях (пусть даже и исключительно позитивных в его адрес) вместо обнаружения и признания действительности? 

Сильно в этом сомневаюсь.

Да и не об этом, уверен, человек простит. Даже если просит поверить в него.

Нет такой потребности, как потребность в вере со стороны кого-либо.

  • Есть потребность в любви и принятии.
  • Есть потребность в признании и уважении. 
  • Есть потребность в безопасности, наконец.

И именно в чем-то из этого списка (предположительно) и нуждается человек, когда взывает вслух или безмолвно: "Поверь в меня".

  • Быть может ему просто страшно. И он боится, например, что Вы его бросите сразу, стоит ему совершить первую же ошибку на пути к своим целям.
  • Или, возможно, он тревожится по поводу того, что череда неудач УЖЕ остудила Ваши чувства к нему. И Вы становитесь к нему все более равнодушны.
  • Или ему важно услышать о Вашем уважении. И признании...

Но (!).

Если на последней строке Вы встрепенулись и захотели воскликнуть "Вот оно! Разве вера в человека - это не признание?", остановлю Вас.

Невозможно признать что-либо, чего Вам, как наблюдателю, не видно. Можно лишь поверить в это.

(но тогда читаем текст еще раз).

Теги: Вера в другого, признание
Комментарии
Трещёв Дмитрий Александрович
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Именно обнаружение реальности и, соответственно, себя в этой реальности является очень сложным, но крайне необходимым навыком для современного человека.
А что существует всё таки единственная реальная Реальность?
№1 | 17 сентября 2015
Татьяна Силаева
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Именно обнаружение реальности и, соответственно, себя в этой реальности является очень сложным, но крайне необходимым навыком для современного человека.
Обнаружив же себя и реальность в которой существует, обычный человек, скорее всего, окажется в дальнейшем способным найти выход из того трудного положения, в котором оказался.
Причем, как правило, самостоятельно.


Спасибо за важную тему, Дмитрий Сергеевич.
И вы правы в случае. когда у клиента достаточно ресурсов (обычно без психосоматики и органики).
В случае же органики и психосоматики наша вера усиливает веру клиента-пациента по механизмам заражения-подражания. Ведь. оказывая поддержку - мы верим в него. разве нет?
Здесь. видимо, нужно меть ввиду норму этой веры. Ведь если мы верим больше чем наш клиент -он может переложить на нас ответственность и нарушить наши и свои границы- тогда эффект снижается вплоть до нулевого и мы становимся Жертвами или Спасателями вместо посредников.
№1 | 17 сентября 2015
Жебит Владимир Александрович
Не следует абсолютизировать реальность, она у каждого своя. Задача - в согласованности разных реальностей в пользу наблюдателя (психолога). Концовка статьи мне очень понравилась. Браво!
№1 | 17 сентября 2015
Луков Михаил Юрьевич
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Обнаружив же себя и реальность в которой существует, обычный человек, скорее всего, окажется в дальнейшем способным найти выход из того трудного положения, в котором оказался.
Причем, как правило, самостоятельно.

Очень глубокая тема. Согласен полностью. Особенно это актуально относительно людей, стремящихся к саморазрушению, так наз. селф дестрактов и людей в глубоком психодуховном кризисе. Они всеми силами цепляются за других, но при этом, на полном ходу несутся в пропасть. И можно хоть 24ч. в сутки вливать в них энергию, но там как черная дыра. И лишь дойдя до дна, они сами обнаруживают силы к "возрождению". Думаю, об этом была фраза Ницше "Падающего толкни".
№1 | 17 сентября 2015
Трефилов Дмитрий Сергеевич
№1 | u2717 | Трещёв Дмитрий Александрович писал(а):
А что существует всё таки единственная реальная Реальность?

А сколько реальностей в Вашей голове в один и тот же момент, Дмитрий Александрович?
№1 | 17 сентября 2015
Трефилов Дмитрий Сергеевич
№2 | u58776 | Силаева Татьяна Николаевна писал(а):
Ведь. оказывая поддержку - мы верим в него. разве нет?

Если под словом "мы" Вы подразумеваете и меня, то не обязательно. Я могу оказать поддержку человеку, не веря в него (в его силы и пр.). А могу верить, не оказывая поддержку.
№1 | 17 сентября 2015
Татьяна Силаева
№6 | u9 | Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Если под словом "мы" Вы подразумеваете и меня, то не обязательно. Я могу оказать поддержку человеку, не веря в него (в его силы и пр.). А могу верить, не оказывая поддержку.
Так тоже возможно. Согласна с Вами, Дмитрий Сергеевич.
№1 | 17 сентября 2015
Сакулевич Наталья
Спасибо за статью.
Вспомнились слова, чьи не помню: "если ты думаешь что можешь - ты прав, если ты думаешь что не можешь - ты тоже прав".
№1 | 18 сентября 2015
Лариса Бандура
Спасибо, интересная статья! Хочу только добавить, что вера - огромная сила, которой нельзя пренебрегать.
№1 | 18 сентября 2015
Мария Мандрова
А может дело не в реальности , а в адаптации к реальности, в которой клиент находиться?
А ведь почти всегда существует вторичная выгода, п.ч. - цитата: "Невозможно признать что-либо, чего Вам, как наблюдателю, не видно. Можно лишь поверить в это." , которую сразу не видно...И ее надо увидеть - а это и будет его реальность.
№1 | 30 сентября 2015
[ Читать все комментарии (12) ]    [ добавить комментарий ]