Зависть и расчлененкаМой блог / Просмотр публикации
О своем понимании такого явления, как зависть, я много писал в предыдущих статьях (можно найти на моей странице). Но все же повторюсь, чтобы обеспечить связанность с предыдущими текстами: По моему мнению, зависть — это то чувство, которое мобилизует человека на разрушение другого (того, кто добился большего или просто чего-то, чего не может добиться завидующий; а также у которого есть что-то, чего в данный конкретный момент нет и не может быть, по разным причинам, у последнего, как бы он этого не желал), его успеха или отношений с ним. Возникает оно в ответ на угрозу собственной самооценке. Таким образом, функция зависти изначально — защитная. Судя по количеству откликов и возражений, полученных на этом сайте, в приватном общении или на страничке в соцсетях — изложил я свою позицию как-то недостаточно хорошо и убедительно. Уж очень много возражений было высказано в ключевых для меня вопросах. А потому продолжу. Как мне показалось, одними из самых оспариваемых мест моих размышлений являются: Во-первых, утверждение, что в условиях неравенства с близким человеком ПЛЮС при переживаниях беспомощности в попытке это неравенство устранить (добиться того же или сделать так же) — зависть возникает НЕИЗБЕЖНО. А во-вторых, — что она направлена на разрушение (или другое сильное слово — уничтожение) того человека, который имеет то, чего нет у нас. «Как же быть с тем, — спрашивают меня мои оппоненты, — что я завидую не самому человеку, а лишь качеству, которым он обладает? Завидую, например, его умению писать, выступать на публике, танцевать сальсу, зарабатывать деньги, вести тренинги. А в остальном этот человек может быть намного менее успешен, чем я (если не сказать — лох). Думаю, я не завидую ему вообще — а лишь восхищаюсь его конкретным умением. Получается, и уничтожать его (человека) не стремлюсь». Да, конечно, и с этим я с легко соглашусь, внутреннему качеству морду не расцарапаешь. Но разве дело при таком подходе обходится без агрессии? Расчленяя человека (слава Богу, исключительно внутри психики) на него самого и то качество, которое нам так хотелось бы развить в себе, разве мы уже не поступаем по отношению к нему агрессивно? Да, конечно, этот механизм защиты позволяет нам оставить агрессию вне фокуса осознавания, в так называемом фоне. В таком случае даже можно сказать, что он (этот механизм) защищает нас, другого человека и отношения с ним. Но Вам не кажется, что это лишь на первый взгляд таким образом получается избежать ущерба? А как насчет того, что отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании (тот, кто существует в нашем воображении сильно отличается от того, кто есть на самом деле — по крайней мере, у первого нет того, что условно можно назвать успехом)? Собственно, это ведь и есть работа зависти — лишить другого человека успеха или сделать невозможным существование. Пусть пока только в своем воображении. Выходит, что возражения, предъявляемые моими собеседниками в качестве доказательств отсутствия у них деструктивной зависти и злобных намерений, на самом деле являются маркером ее уже состоявшейся работы!? Слава Богу, речь данном случае идет про виртуальную расчлененку. А реальные изъятия ценных ... качеств в современном мире встречаются не так часто, как могли бы. Но Вы хотели бы, чтобы так близкие люди поступали с Вами? Я — нет. Теги: зависть, успех
Другие публикации:
|
отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании (тот, кто существует в нашем воображении сильно отличается от того, кто есть на самом деле — по крайней мере, у первого нет того, что условно можно назвать успехом)?
Спасибо за статью.
отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании
Расчленяя человека (слава Богу, исключительно внутри психики) на него самого и то качество, которое нам так хотелось бы развить в себе, разве мы уже не поступаем по отношению к нему агрессивно?
Потому что качество, которому завидуют (и хотят получить себе) - это НЕ неотъемлемая часть другого.
Это навык, способность.
Имхо, тут возможна ошибка в слиянии внешнего (качества, навыка, умения, ресурса и пр.) И самоидентификации.
Вася хочет быть умным как я, но пока не может - это не значит, что он хочет "убить и сожрать моск" чтобы поумнеть,
это значит, начиная с момента, когда в психике возникла способность удерживать идею константности объекта, и субъект-субъектных отношений, что он хочет обрести аналогичный навык.
Разрушения меня, Васи и мимопроходящих котиков в этом сюжете не предполагается.
Но, если уровень функционирования психики - нарциссический (как ведущий радикал) и ниже (пограничный, психотический), то там будет работать именно это.
Хочет мой навык = хочет агрессивно отнять его у меня = хочет нанести мне вред
Потому что при таком уровне организации психическое (как функционирование всей психической) системы не удерживает целостность и константность объекта, т.е. что обретая "мое" качество, "съедая меня - вместе с умом или чем там хотелось", человек НЕ разрушает меня как отдельный объект.
Во-первых, утверждение, что в условиях неравенства с близким человеком ПЛЮС при переживаниях беспомощности в попытке это неравенство устранить (добиться того же или сделать так же) — зависть возникает НЕИЗБЕЖНО.
А во-вторых, — что она направлена на разрушение (или другое сильное слово — уничтожение) того человека, который имеет то, чего нет у нас.
Тут имхо еще есть разница в подходе, когда это конкуренция между одним полом и в отношениях разных полов.
То есть, у Маши есть красота, у Васи статус и богатство.
Они хотят их получить.
При этом Маша нищенка, а Вася страшный как грехи человечества.
Вот в этом случае динамика будет скорее на сближение, соединение, а не на разрушение.
Васе нужна Маша с ее красотой, ей его статус-деньги - получаем пару.
Просится текст о видах зависти, в зависимости от статуса объектов ))
типа
а. сиблинговая зависть Ромул и Рэм, Авель и Каин и т.д.
и роль Родителей в этой истории
б. зависть сына к отцу, а отца к сыну - Зевс и его Папа и т.д.
в. зависть женская в форме ревности ядовитой
и прочее )
А как насчет того, что отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании
По слухам - это самое ценное, и именно то, что люди ищут часто, и "заслуживают" путем взбирания "на гору успехов"
Почему не этот вариант?
Потому что качество, которому завидуют (и хотят получить себе) - это НЕ неотъемлемая часть другого.
Это навык, способность.
внутреннему качеству морду не расцарапаешь.
Внутренне - оно потому и внутреннее, чтобы добраться до него - надо разрушить субъект, обладающий этим качеством, и "присвоить, забрать себе" это качество.
Зависть - это чувство. Теневое. И все наши неосознанные поступки вершатся оттуда.
"съедая меня - вместе с умом или чем там хотелось", человек НЕ разрушает меня как отдельный объект.
*
Автору - благодарность за серию статей!) Очень интересно пишете!
Недавно на лекции Р. Нарушевича, я услышала такую мысль и она мне импонирует сейчас... о том , что ЗАВИСТЬ является МАРКЕРОМ, который показывает мне не мою "никчемность" перед конкретным человеком или его качеством (умением), а мой ПОТЕНЦИАЛ, на что я способна сама, а так же является своего рода фонарем, который освещает темные углы моей нерешительности, бездействия.
Если ЗАВИСТЬ осознавать, и в следствии воспринимать, как РЕСУРС к действию, то вполне можно уйти от разрушения к созиданию. Что Вы думаете?
Добавить комментарий »