Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

Патриархат. Мнение мужского психолога

Мой блог / Просмотр публикации

О патриархате много пишут. И пишут разного.

Кто-то обрушивается с нещадной критикой. Усматривая в нем причину несчастий миллионов людей. А кто-то отчаянно защищает и даже пропагандирует, видя в том же самом - единственный способ построить гармоничные отношения в семье и обществе.

Думаю, мне, как мужскому психологу, важно обозначить свою позицию по этому вопросу.

На чьей я стороне?

Для меня ПАТРИАРХАТ - это система осознанных и неосознанных общественных договоров (весьма разнообразных в деталях в каждом конкретном обществе), общим знаменателем которой является закрепление за избранными мужчинами (патриархами) ВЛАСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ при принятии сложных системных решений.

Есть у меня фантазия, что в какой-то исторический момент те семьи и народы, которые именно так организовались, получили преимущество перед остальными. И либо поглотили их, либо уничтожили (Делаю такое предположение, поскольку согласно выводам ученых - в последние тысячелетия практически все известные общества - патриархальны).

Казалось бы, написанное выше - это очевидный и однозначный довод в пользу патриархата. Его эффективность и целесообразность - налицо  

Однако, не все так просто. Времена ведь меняются.

Любой договор работает только до тех пор, пока устраивает всех (или подавляющее большинство) участников соглашения (в том числе - мужчин не патриархов и женщин). А цена отказа от него для отдельных людей остается выше, чем цена продолжения его соблюдения.

В случаях же, когда ситуация становится иной (а в последние годы именно так и происходит) и из этого коллективного соглашения выходит значительное число членов группы (то есть, эти люди перестают делегировать патриархам власть над собственными судьбами), но при этом неотвратимое возмездие (например, в виде серьезных жизненных проблем) их не настигает, говорить о повсеместном патриархате и особой эффективности этой формы построения общества уже не приходится (хотя, конечно, пара-тройка десятилетий - это еще недостаточно для окончательного вывода)  

По всей видимости, после лет относительного благоденствия люди начали активно (или незаметно) искать более перспективные принципы сосуществования.

Поддерживаю ли я этот поиск или радею за патриархат?  Призываю к слому «системы угнетения» или призываю сплотиться и отстоять этот способ социальной и семейной организации?

Однозначного ответа у меня, увы, нет.

С одной стороны, я действительно переживаю, что общество, начав искать новые формы, и, длительное время не найдя их, скатится в архаику. Реанимируя какую-нибудь совсем дикую хтонь.

С другой - патриархат, зародившийся и набравший популярность в более суровые времена, вызывает справедливые нарекания в настоящем. И очаровывает, как мне кажется, лишь тех мужчин, которые по какой-то причине полагают, будто обязательно окажутся при этом устройстве - патриархами (а это, напоминаю, далеко не все мужчины, а лишь избранные их представители). Причем, патриархами с властью и без ответственности за принятые решения.

Я вот сильно сомневаюсь в неизбежности подобного исхода лично для себя.

Как мужской психолог и просто мужчина я предпочитаю поддерживать поиск и исследование. Что именно человеку (и людям, с которыми он в отношениях) подходит и почему? Ратую за эксперименты и ассимиляцию полученного опыта.

Однако в моменты кризисов и внешних вызовов одобрительно отношусь к регрессу. 

Уверен, что патриархат, как нечто очень знакомое и понятное, стабилизирует группу в сложные периоды. И помогает семьям и народам пережить плохие времена.

Не исключено, что сейчас наступают именно такие…

[hr class=class_cut]
P.S. Если Вам интересны мои мысли и Вы бы хотели дальше следить за моим творчеством, подпишитесь на мой телеграм-канал "Мужской дом Трефилова Дмитрия"https://t.me/manrise_psy и на этом сайте, нажав на соответствующую кнопку ниже.
Комментарии
Александр Молярук
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
верен, что патриархат, как нечто очень знакомое и понятное
Как базовое и учитывающее психологию мужчины и женщины прежде всего.
№1 | 17 ноября 2022
Коротина Светлана Юрьевна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Любой договор работает только до тех пор, пока устраивает всех (или подавляющее большинство) участников соглашения (в том числе - мужчин не патриархов и женщин). А цена отказа от него для отдельных людей остается выше, чем цена продолжения его соблюдения.
Совершенно согласна, Дмитрий. Вижу в некоторых семьях партриархальная модель вполне гармонична, но нередко, казалось бы вполне удобное на входе в отношения разделение по ролям и обязательствам становится не удобным кому либо в процессе жизни. И тут женщина, если она не зарабатывает остается в гораздо более незащищенной позиции. Когда патриархат и взаимная ответсвенность по обязательствам была поддерживаемой обществом парадигмой, было бы безопасней ощущать себя в нем. Сейчас...не уверена, что выбрала бы подобный типа отношений лично для себя. А вот в историях клиентов бывает очень индивидуально. Интересные размышления, спасибо!
№1 | 17 ноября 2022
Наталья Косякова
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Уверен, что патриархат, как нечто очень знакомое и понятное, стабилизирует группу в сложные периоды. И помогает семьям и народам пережить плохие времена.

Не исключено, что сейчас наступают именно такие…
Вот мне тоже так кажется! Спасибо, Диитрий, что делитесь размышлениями!
№1 | 17 ноября 2022
Кюрджиев Петр Генадиевич
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Как мужской психолог и просто мужчина я предпочитаю поддерживать поиск и исследование. Что именно человеку (и людям, с которыми он в отношениях) подходит и почему? 
Классно! Мне откликается🙂
№1 | 17 ноября 2022
Станкевич Елена Михайловна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
другой - патриархат, зародившийся и набравший популярность в более суровые времена, вызывает справедливые нарекания в настоящем. И очаровывает, как мне кажется, лишь тех мужчин, которые по какой-то причине полагают, будто обязательно окажутся при этом устройстве - патриархами (а это, напоминаю, далеко не все мужчины, а лишь избранные их представители). Причем, патриархами с властью и без ответственности за принятые решения.
К сожалению, есть мужчины с неадекватной самооценкой с детства.
№1 | 17 ноября 2022
Руслана Амелина
В патриархальной модели, равно как и в патриархальной, действительно ключевым для ее эффективности является то, что ее поддерживают все ее элементы - и те, кому делегирована власть и ответственность, и те, кто эту власть и ответственность делегирует и потому готов принимать и подчиняться. В наше время меня преследует какая-то стойкая ассоциация с праздником непослушания - как в одноименной книге, когда родители оставили детей одних в городе и массово уехали, и дети предались полной анархии, от последствий которой, впрочем, довольно быстро сами и пострадали и стали уставать. Всё-таки, чтобы реализовывать другую общественную модель отношений внутри общества на принципах равноправия и главенства закона, людям в массе своей нужно быть психологически взрослыми и зрелыми. Общество, состоящее из инфантилов с яркой индивидуальностью каждого и неспособностью ни управлять, ни подчиняться, обречено, кмк, на разрушение изнутри или снаружи.
№1 | 17 ноября 2022
Filipp
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Для меня ПАТРИАРХАТ - это система осознанных и неосознанных общественных договоров (весьма разнообразных в деталях в каждом конкретном обществе), общим знаменателем которой является закрепление за избранными мужчинами (патриархами) ВЛАСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ при принятии сложных системных решений.
А так как власть и ответственность очень тюжелая ноша, с которой и мужчины не особо стравлялись, то альтернативой является безвластие и безответственность.
№1 | 17 ноября 2022
Камышев Константин Анатольевич
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
за избранными мужчинами (патриархами) ВЛАСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ при принятии сложных системных решений.
Имеет смысл заменить "ответственность" на Ресурсы.
Власть и Ресурсы даны Патриархам.
Потеря Ответственности - это то, что сейчас протекает.
Ибо ответственность возлагается на себя или нет.
№1 | 17 ноября 2022
Коротина Светлана Юрьевна
№6 | u1356 | Руслана Амелина писал(а):
Всё-таки, чтобы реализовывать другую общественную модель отношений внутри общества на принципах равноправия и главенства закона, людям в массе своей нужно быть психологически взрослыми и зрелыми. Общество, состоящее из инфантилов с яркой индивидуальностью каждого и неспособностью ни управлять, ни подчиняться, обречено, кмк, на разрушение изнутри или снаружи.
Очень откликается ваш анализ. Сейчас много девизов о том, чтобы думать прежде всего о себе и я собственно не против, НО сохранять ответсвенность за свои выборы и распределение ролей, если не решаю, то готв ли подчиняться и прочее и прочее. Вот это как то опускается вовне. В итоге инфантилизация уведичивается и это тупиковый путь...
№1 | 18 ноября 2022
Алькаева Валентина Николаевна
№6 | u1356 | Руслана Амелина писал(а):
Всё-таки, чтобы реализовывать другую общественную модель отношений внутри общества на принципах равноправия и главенства закона, людям в массе своей нужно быть психологически взрослыми и зрелыми. Общество, состоящее из инфантилов с яркой индивидуальностью каждого и неспособностью ни управлять, ни подчиняться, обречено, кмк, на разрушение изнутри или снаружи.
Руслана, благодарю! Тоже придерживаюсь Вашего мнения!
№1 | 18 ноября 2022
[ Читать все комментарии (12) ]    [ добавить комментарий ]