Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

Настоящий уязвимый человек

Мой блог / Просмотр публикации

Недавно, во время прощания с группой, на которой я был участником, одна из девушек произнесла в мой адрес следующие слова:

«Мне очень жаль, Дима, что я так и не увидела тебя тут уязвимым. Для меня быть уязвимым – это про быть настоящим».

Так как в это мгновение до завершения группы оставались считанные минуты, я отказался от идеи вступить в полемику, и лишь попробовал отшутиться фантазией про то, что, видимо, в последнее время являюсь неуязвимым. Но, увы, это не помогло мне ясно и доходчиво озвучить родившийся в душе протест на прозвучавшие слова. Осадок, как говорится, остался. А как гештальт-терапевт я с большой нелюбовью отношусь к любой незавершенке.

Гештальт должен быть закрыт. Хотя бы с помощью такого вот текста.

Не знаю, как обстоит дело в других профессиональных сообществах, но для пространства гештальта это, мне кажется, обычное дело – ставить знак равенства между уязвимостью и подлинностью. И я с этим, в принципе, тоже не спорю. В осознавании и переживании уязвимости много жизни. Однако, меня все-таки смущают некоторые странные следствия из этого тождества.

Вот, например, почему-то плачущий, страдающий, полусломленный человек, сгорающий от стыда, мучающийся от вины, болеющий, тревожный или испуганный – зачастую воспринимается некоторыми коллегами, как живой, настоящий и подлинный. То есть, гуд. А собранный, мобилизованный, энергичный, агрессивный, деятельный, довольный собой, спокойный и отважный – является в глазах, опять же, некоторых из них, напротив, воплощением какой-то искусственности, сопротивления, избегания и нарциссизма. То есть, бэд.

Первое они поддерживают в работе, а второе – фрустрируют.

Так как в процессе профессионального роста я время от времени выступаю и в роли клиента тоже, подобные фрустрации не могли миновать и меня. Периодически я ловлю себя на том, что если не плачу, не сетую на проблемы с женой или непонимание с родителями, не рассказываю о том, как мне тяжело с детьми или не делюсь подозрениями на какую-то смертельную или хроническую болезнь, а рассказываю о своих достижениях, то вроде как бесполезно трачу групповое время. В глазах группы или кого-либо из терапевтов я в этот момент предъявляюсь через нарциссическую часть. А значит вроде как избегаю живого контакта.

Меня лично это возмущает. Я считаю, что:

Это настоящий человек всегда уязвим. А не уязвимый человек – всегда настоящий.

Согласитесь, можно отчаянно рыдать на психотерапевтической группе перед другими участникам и быть при это очень защищенным, закрытым от внешнего воздействия – ну кто же в таком пространстве будет «бить» плачущего человека?

Или, напротив, можно делиться с ними успехами и достижениями и при этом подставляться под сокрушительный удар групповой зависти. Осознавая и проживая всем телом собственную уязвимость перед попытками уже вполне близких тебе людей обесценить, обсмеять, проигнорировать или отвергнуть твой успех и, соответственно, тебя в этом твоем переживании собственной значимости. Осознавая подобные риски, но, однако, идя на них. Идя, не за ради похвальбы и не для презрительного унижения одногруппников, а для того, чтобы, например, получить признание от них. 

Уязвим человек, на мой взгляд, в обоих случаях. Страшно до жути бывает порой сделать и то, и другое. Как заплакать в присутствии других, так и в их присутствии объявить о собственной успешности. И я бы поспорил о том, что страшнее.

Но увидеть эту уязвимость в человеке, который гордо говорит о себе, для многих окружающих (включая некоторых коллег) крайне сложно. Они чаще всего видят в подобном поведении лишь вызов и попытку самоутвердиться (как будто для САМОутверждения говорящему нужны другие люди). И потому либо игнорируют, либо обесценивают, либо отвергают его.

А очень жаль. Ведь, согласитесь, невротическими потребностями жизнь людей не ограничивается.



Комментарии
Буркова Елена Викторовна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
«Мне очень жаль, Дима, что я так и не увидела тебя тут уязвимым. Для меня быть уязвимым – это про быть настоящим».
заявление - провокация, Дмитрий, на которую Вы среагировали:)
№1 | 3 августа 2017
OlgaBlond
Фраза девушки так построена, что цепляешься невольно за её "жаль". Разочаровали, расстроили девушку ).

После похожей работы в группе мне сказала моя пт на терапии, что мы научаемся открываться со своим кругом людей, и не делать этого там, где что-то подсказывает, что этого делать не обязательно.

Была подобная тема в моей жизни и захотелось высказаться. Спасибо.
№1 | 3 августа 2017
Light-S
во время прощания с группой, на которой я был участником

а какая цель собрания данной группы? Уместны ли были ваши достижения в рамках этого мероприятия?
№1 | 3 августа 2017
wertgeim
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
плачущий, страдающий, полусломленный человек, сгорающий от стыда, мучающийся от вины, болеющий, тревожный или испуганный – зачастую воспринимается... как живой, настоящий и подлинный. То есть, гуд
Ну а если (оборони Судьба :-)) у него не только всё в а(ба)журе - и с работой, и с зарплатой, и с друзьями и со здоровьем (в том числе и со Здоровьем В Личной Жизни :-))), и даже новенькую машину вот ни разочку не стукнул, так он еще, [s]зараза такой[/s] не стесняется говорить об этом вот прямо вслух, вот прямо при всех, и вот прямо рОтом - так человек этот, ясно-понятно, хвальбуха-хвастуха! И, да, как сейчас модно - НАРЦИСС!
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
То есть, бэд.
Так что - ату его, нарцисса!
[s]Кстати, вот еще одно слово, которое я совершенно не выношу. Абсолютно неизвестно, что под ним скрывается! Черт его знает![/s](М. Булгаков. "Собачье сердце)
То бишь, фрус-три-ро-вать его! Да так, чтобы быра-быра стал
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
плачущий, страдающий, полусломленный человек, сгорающий от стыда, мучающийся от вины, болеющий, тревожный или испуганный...То есть, гуд
Вот уж точно: "Чтобы тебя любили, нужно быть три Б: Бедным, Больным и Бездарным". (из околостаканного сетевого)
№1 | 3 августа 2017
Галина Ивановна Кочергина
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
«Мне очень жаль, Дима, что я так и не увидела тебя тут уязвимым. Для меня быть уязвимым – это про быть настоящим».
И как будто-бы Дима сразу становится что-то должен "жали" той девушки-коллеги )))

Чья "жаль"? Кому с этой "жалью" быть или как-то разбираться"

Спасибо, Дмитрий, за рассуждения на эту тему. Полезно!
Репост.
№1 | 3 августа 2017
Галина Ивановна Кочергина
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Меня лично это возмущает. Я считаю, что:

Это настоящий человек всегда уязвим. А не уязвимый человек – всегда настоящий.
А вот здесь вопрос:
"Не уязвимый человек" уязвим, получается?
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Уязвим человек, на мой взгляд, в обоих случаях.
Тогда для чего его называть "не уязвимым"?
№1 | 3 августа 2017
Долженко Людмила Эдуардовна
Понимаю Вас, что было неприятно от слов девушки. Предполагаю, что такую ситуацию можно предотвратить, приходя на тренинги с какой-то личной трудностью (даже если это обучающий сертификационный тренинг). Когда все делятся переживаниями, а кто-то счастливый, возникает естественный дискомфорт у участников. Предлагаю Вам понять внутренний дискомфорт этой девушки. Возможно, так легче будет принять её неприятное для Вас заявление.
И ещё одна мысль, чтобы Вам, возможно, легче было принять ситуацию. Может быть, под некорректным словом "уязвимый" девушка имела ввиду просто открытый. Возможно, она даже хотела узнать Вас поближе... :) Может, она и не хотела поучить или ущимить Вас как-то. Но Вы, конечно, лучше знаете, с какими чувствами говорились рассматриваемые здесь слова. Обнимаю и поддерживаю Вас.
№1 | 3 августа 2017
Оксана Мэтью
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Ведь, согласитесь, невротическими потребностями жизнь людей не ограничивается.
соглашусь
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Согласитесь, можно отчаянно рыдать на психотерапевтической группе перед другими участникам и быть при это очень защищенным, закрытым от внешнего воздействия – ну кто же в таком пространстве будет «бить» плачущего человека?
да. Как способ уйти из контакта, работает на все 100
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Уязвим человек, на мой взгляд, в обоих случаях. Страшно до жути бывает порой сделать и то, и другое. Как заплакать в присутствии других, так и в их присутствии объявить о собственной успешности. И я бы поспорил о том, что страшнее.
абсолютно!
Спасибо, Дмитрий Сергеевич, что делитесь своим опытом и важной темой.
№1 | 3 августа 2017
id205661
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Как заплакать в присутствии других, так и в их присутствии объявить о собственной успешности. И я бы поспорил о том, что страшнее.
Спасибо за статью,как я вас понимаю!
№1 | 3 августа 2017
Абрамова Элеонора Викторовна
Спасибо за статью, Дмитрий Сергеевич, тема неожиданная и заставляет задуматься.
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Это настоящий человек всегда уязвим.
Согласна!
№1 | 3 августа 2017
[ Читать все комментарии (45) ]    [ добавить комментарий ]