Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

Точка сбора в Ставрополе (Мужская терапевтическая группа)

Мой тренинги / Просмотр

Мне кажется, мужчинам было непросто - всегда.

Не только им, разумеется, но речь в этом описании будет идти именно о них... о нас.

И настоящее время - никакое не исключение.

Но, по крайней мере, раньше (многие тысячелетия, а то и десятки тысячелетий) было, скорее всего, как-то понятнее.

Понятнее, что нужно сделать, чтобы и ты сам себя считал мужчиной и окружающие признавали тебя таковым:

Необходимо было ОДНАЖДЫ пройти ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ (посвящения). 

Об обряде инициации (развернуть и прочитать >>)

Если верить антропологам, то в древности юношей (или подростков) в назначенный час изгоняли из общины в так называемые мужские дома. Откуда те не имели возможности вернуться прежде, чем выполнят определенные условия.

У разных племен и народов условия были разные. Кому-то, например, нужно было просто выжить без поддержки взрослых (скажем, полгода), кто-то должен был выдержать кровавый и до жути пугающий ритуал, а кто-то - раздобыть определенный трофей (допустим, шкуру хищника).

После чего изгнанным оставалось только вернуться назад живыми.

Все.

С этого момента вся община (племядеревня, народ) признавала такого вернувшегося подростка (или юношу) мужчиной (человеком). И ему было позволено создавать семью.

С момента успешного прохождения инициации у него появлялось свое (почти неотъемлемое) место в социуме. И он по праву считал себя уже зрелым мужчиной.

Никаких дополнительных подтверждений этому (что он мужчина) ему до конца жизни (предположительно) больше нужно не было. Он все всем доказал.

Разумеется, обретенное место в обществе кое к чему обязывало. Но, как правило, было понятно - к чему именно и как этого достичь.

С развитием цивилизации обряды посвящения (инициации) постепенно изменялись. Незаметно становясь менее кровавыми, более сложными и во многом - символическими. 

Прежде всего, данные трансформации были вызваны объединением племен в общины, общин в города, городов в государства, а государств в империи. Укрупнением сообществ и смешением культур. А также - постепенной гуманизацией (в частности - религий).

Тем не менее, несмотря на все коррекции, они, эти обряды, все же существовали. 

Пока в недавнем времени ритуальная система формирования мужской идентичности не дала сбой.

 

В современном быстро изменяющемся и глобализированном мире уже попросту НЕВОЗМОЖНО вообразить существование ВСЕМИ ПРИЗНАННОГО ритуала посвящения в мужчины.

В одном географическом и социальном пространстве существуют десятки, сотни и, порой, даже тысячи различных субкультур. Не говоря уже о виртуальных сетях.

Люди стали намного более мобильными, чем их предки. И порой в течение жизни по нескольку раз меняют регион проживания (Сами мы живем в Краснодарском крае, который представляет из себя плавильню порой крайне плохо смешиваемых мировоззрений).

Родовые связи и их влияние на представление о себе и о мире - ослабевают. И эта тенденция выглядит необратимой.

Так что общество в целом уже не может обозначить четкие и однообразные представления о мужской идентичности.

И, хотя пока с этой задачей все еще справляются разнообразные сообщества, общество составляющие, надо заметить, справляются они с этим очень по-разному.

О разности взглядов (развернуть и прочитать >>)

Так, согласитесь, достойный мужчина по мнению кавказских диаспор и достойный мужчина по мнению феминистических организаций - это совершенно разные типажи. У них довольно мало общего.

А признанный мужчиной среди своих - боец смешанных единоборств начинает терять спокойствие и уверенность в собственной идентичности, если внезапно и надолго попадает в сообщество психологов гуманистического направления (и наоборот - психологу среди бойцов тоже бывает... неловко).

Несовместимость взглядов на то, кого можно назвать мужчиной, порой является принципиальным и системообразующим базисом, препятствующим смешению сообществ. 

Но ЧТО ДЕЛАТЬ, если ты относишься одновременно к разным социальным группам? Сильно или просто заметно отличающимся друг от друга в своих представлениях.

Один и тот же человек может быть одновременно представителем казачьего рода (поддерживающим родовые связи), психологом-гуманистом (причисляющим себя к какой-либо профессиональной организации), дзюдоистом (который дружит с другими дзюдоистами) и модным блоггером, зависящим от мнения подписчиков.

Что делать, если в одном из пространств тебя признают мужчиной, а в другом (за то же самое поведение) считают токсично маскулинным типом? В одном видят зрелым, а в другом (опираясь на те же признаки) подозревают в инфантилизме и застревании на одном из этапов взросления!? 

Нужно ли искать нечто среднее в представлении этих сообществ (до конца не удовлетворяя требованиям ни одного из них)? Или, получив признание от одной из групп, игнорировать ценности другой (возможно, даже агресивно оспаривая их)?   

Еще мужчина или уже нет? (развернуть и прочитать)

И вот еще что важно:

Стать, ощутить себя мужчиной - в последнее время очень непросто. Но если уже однажды получилось... Если это ощущение уже есть... Что тогда?

Навсегда ли оно?

Похоже, что - нет.

Вместе с задачей обрести "вот это важное" теперь перед каждым из нас стоит и задача - его удержать.

Мужская идентичность в современном мире выстраивается на разных основаниях. И некоторые из них могут быть весьма недолговечны (статус, достижения, обязательства). 

Вот сейчас я вкладываю огромное количество усилий, я напряжён, натянут, как струна. И всё на месте. Я контролирую, я принимаю решения, я забочусь, я оплачиваю. И важное для меня сообщество меня признает. Я сам себя мужчиной признаю и считаю. А потом вдруг струна лопается с громким звоном.

И кто я теперь?..

Непонятно. 

Особенно горько и жутко жить в этом напряжении, когда кажется - что так только у меня, что так только со мной. Но это неправда. К сожалению. Или, скорее, даже - к счастью.

У других мужчин тоже так!

 

И вообще - не является ли стремление к обретению и поддержанию мужской идентичности - анахронизмом?

Может, уже прошло время деления людей по физиологическим признакам? И имеет смысл начинать ориентироваться в более сложной системе гендеров (Так, например, в 2014 году Facebook в разделе "пол" предлагал пользователям выбрать один из 58-ми гендеров, а некоторые феминистские организации насчитали около 300-т различных гендеров вместо традиционных - "мужчина" и "женщина")?

Решайте, конечно, сами. Но мы (ведущие проекта) считаем отказ от понятия мужской идентичности - преждевременным и неконструктивным. 

И хотя с пониманием относимся к личным выборам мужчин в различных сферах жизни, уверены, что воспринимать себя мужчиной и быть таковым признанным другими людьми при этом - все так же важно, как и тысячи лет назад.

 

Так как же все-таки обходиться с отсутствием всеми признанных ритуалов инициации? Как реагировать на неустойчивость обретенной идентичности? На что опираться? И что делать с потерянным в периоды жизненных кризисов и вызовов самоощущением?

На наш взгляд  - нам, современным мужчинам, важно периодически - ПЕРЕСОБИРАТЬСЯ.

То есть, проходить обряды инициации. МНОГОКРАТНО в течение жизни. 

И мужская терапевтическая группа "Точка сбора" ставит перед собой примерно такую цель.

Создать пространство, в котором станет возможна:

  • Бережная пересборка мужской идентичности  - через осознание себя в текущий момент, своих ценностей в "здесь и сейчас" и Поля (происходящего) вокруг. Через легализацию данных осознаний (их озвучивание) в сообществе равных (других мужчин). И через получение признания от них.
МУЖСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ в современном мире - это не раз и навсегда полученная после испытания личностная структура, а непрерывный процесс.

Но так же, как и тысячелетия до этого, неизменно одно - для ее формирования и поддержания мужчине необходимы другие мужчины.

Братва. Банда. Группировка. Терапевтическая группа.

И потому мы предлагаем:

Собираемся вместе в психологическом центре "Мужской дом"... чтобы собираться. 

Простите, если это выглядит тавтологией. Искать, выдумывать ритуалы инициации. Запрашивать и получать признание.

[span class=button_green]Записаться в мужскую группу >>[/span]

Если остались вопросы по поводу теоретического обоснования проекта, можете почитать статьи, ссылки на которые есть внизу страницы или задать их в личных сообщениях.

А теперь мы хотели бы познакомиться.

Кто те психологи, которые будут поддерживать работу мужской группы? 
Трефилов Дмитрий (разверните, чтобы познакомиться)

Трефилов Дмитрий 
Мужской психолог, гештальт-терапевт, супервизор МГИ (московского гештальт-института), Интернет-предприниматель, создатель сайта b17.ru

Признаюсь сразу:

В этом проекте я не потому, что обладаю каким-то сакральным знанием о мужественности (и хочу им непременно поделиться за деньги с любым желающим). Нет.

Хотя сколько себя помню - это особое знание я все время искал.

Искал, как правило, самостоятельно. Поскольку отец (сломленный собственными неудачами и травмами, выбравший путь алкогольного обезболивания) его мне не передал.

Искал самостоятельно, потому что излишне худому русскому парню (при росте 181 см весил всего 49 кг) в адыгейском поселке в конце 80х - начале 90х годов прошлого века не так-то легко было найти компанию сверстников, в которой это знание было бы получено через опыт взаимодействия.

Искал и даже что-то для себя находил (по результатам исследований мной была написана книга: "Атрибуты и Артефакты Настоящего мужчины").

Но в этом проекте я по иной причине.

Потому, что по себе знаю - обретать и укреплять мужскую идентичность в одиночестве - невозможно. Мужчине нужны мужчины. И мне в том числе.

Да, мне есть чем поделиться: 

8 лет активной практики психологического консультирования и терапии. Тысячи часов ведения групп. Обучение студентов гештальт-подходу в пространстве Московского гештальт-института. Опыт построения успешного бизнеса (крупнейшая социальная сеть для психологов и их клиентов). Почти 10 лет брака. Отцовство - двое замечательных детей (мальчик и девочка).

Но так же, как и многие другие мужчины - я живу в напряжении, в фоновом страхе потерять это ценное для меня самоощущение - быть мужчиной.

И потому вместе с коллегами (другими мужчинами-психологами) запускаю этот проект. Проект, в котором мы сможем быть вместе. Видеть друг друга. Узнавать друг друга. Предъявляться собственными уязвимостями. И быть принятыми другими мужчинами...
Дубенцов Максим (разверните, чтобы познакомиться)
Дубенцов Максим
Психолог, гештальт-терапевт, супервизор, кандидат психологических наук. 

Зачем собираться мужчинами?
Для меня этот вопрос очень глубокий. И как для терапевта, и как для клиента. И особенно как для мужчины.

За годы практики я понял важную вещь - самая крепкая, живая, мощная и перспективная опора в жизни - это опора на равных.

Братьев, друзей, соратников.

Равных - не значит одинаковых. Но похожих.

Те, кто старше - не вечны. Те, кто младше - должны уйти и строить свою жизнь. А вот с теми, кто на моём уровне, мне и идти по жизни.

Да, есть старшие или младшие товарищи. С иным опытом, статусом, возможностями. Но у них похожие проблемы. Мужские.

Каждый раз, каждую встречу, когда я прихожу в мужскую группу, я замечаю, что и сам черпаю там ресурс. Сам ощущаю опору. Мои опыт и образование дают мне возможность организовывать и направлять процесс. Но не делают каким-то экспертом по мужественности или правильной жизни. И это так круто!

Когда никто никому не начальник и не отец, можно без лишнего пиетета и напряжения между собой поговорить о себе, своей жизни, о том - как быть и оставаться мужчиной.
И у нас это получается.

 

Структура группы. Продолжительность и условия завершения проекта. 

Терапевтическая группа "Точка сбора" г. Ставрополь, 2 сезон, рассчитана на 7 двухдневных встреч.

Если Вы решите придти в группу, настраивайтесь на то, чтобы пройти ее до конца. Тем не менее, мы никого не неволим. Решите уйти - так тому и быть. Но важное условие - тогда придите на следующую группу и попрощайтесь.

 

Работаем двухдневками (суббота, воскресенье), с 10-00 до 17-00.

Пауза между встречами - 1-1,5 месяца.

 

[span class=button_green]Стать участником мужского терапевтического проекта >>>[/span]

 

Ближайший: по мере набора группы, звоните!