Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

У Вас все плохо, но не пугайтесь...

Мой блог / Просмотр публикации
Нет людей здоровых, есть люди не обследованные.
Врачебный афоризм 


"У Вас все плохо, но не пугайтесь! Главное не потерять время!"
- часто ли Вы слышите эту (или подобную) фразу от специалистов помогающих профессий? Врачей, юристов, консультантов по бизнесу... 

Я только за вчера услышал ее дважды. И задумался.

Почему столь разные люди двух разных профессий предлагают свою помощь в настолько схожем стиле? Сначала пугают (осторожно или настойчиво), а затем предлагают "простой" выход.

Может потому что это работает? Удерживает клиентов, например, и помогает им расстаться с деньгами в обмен на (верю, что полезную) услугу?

А если этот метод работает, то почему я, как специалист помогающей профессии, им не пользуюсь?

Для меня, например, очевидно, что психологическая помощь не должна навязываться.

Поскольку любая, даже сильно неприятная ситуация в жизни, несет в себе, как правило, кроме очевидных минусов еще и много косвенных выгод, человек сам должен решать, менять ли что-то в жизни или нет. И если менять, то, что именно.

Склонять его к переменам - это совершать над ним насилие. Лишать его свободы выбора.

Согласитесь, если потенциального клиента предварительно покошмарить, осознанный выбор он сделать вряд ли сможет. И потому в такой манипуляции я вижу противоречие со своими этическими установками.

С другой стороны объем моей практики не позволяет равнодушно взирать на то, как потенциальные клиенты выбирают не выбрать мою услугу. Признаюсь, хочется работать, а значит зарабатывать, больше.

Так что же делать?

Наверное, искать разумный компромисс между эффективностью бизнеса и миссией профессии. 

Пока я его нашел в следующей позиции:

Если Вы считаете, что у Вас "все плохо" и намерены улучшить ситуацию, я готов помочь Вам в этом.

 

P.S. А Вы, коллеги, как находите компромисс между профессиональной этикой и бизнесом? И находите ли?

P.P.S. От не-психологов в этой дискуссии хотелось бы услышать, как бы вы хотели, чтобы Вам рекламировали психологические услуги?

И на какую рекламу на самом деле откликаетесь?

Комментарии
Макарова Инна Юрьевна
Для меня очень важно быть в ладу с самой собой. То есть чтобы совесть не грызла. Поэтому никакая сиюминутная выгода от более-менее нечестного поступка не будет для меня определяющей. Совесть будет грызть сильнее.
Поэтому как-то так пока получается, что этика на первом месте всегда и постоянно.
№1 | 19 июля 2013
id33780
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
И на какую рекламу на самом деле откликаетесь?
На мой взгляд лучше всего выбирать психолога, прочитав его статьи и посты на форуме.
Очень хорошая реклама.
№1 | 19 июля 2013
Михайлов Сергей Евгеньевич
Согласен с Simamoto. Специалист должен вести публичную деятельность, издавать книги, публиковать информацию о семье, если он проводит тренинги в области семейной психологии.

Иначе, невозможно понять стоит ли обращаться к этому человеку за помощью. А, людей не думающих очень много. стоит ли за их счет сокращать свой рынок? Наверное не стоит. Людям же ищущим, и задающим вопросы, вполне вероятно что стоит дать бесплатный совет в ущерб своих доходов.
№1 | 21 июля 2013
Доброго всем здоровья)
Чтобы выбрать, я тоже буду читать его работы, его консультации с клиентом+ отзывы тех людей, с которыми этот специалист работал, только и тут надо быть внимательным, потому. что и тут некоторые стараются наработать для себя "фальшивые отзывы".
№1 | 21 июля 2013
Дмитриева Нина Борисовна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Если Вы считаете, что у Вас "все плохо" и намерены улучшить ситуацию, я готов помочь Вам в этом.

Для меня на первом месте миссия профессии.
№1 | 21 июля 2013
Ухова Татьяна Михайловна
Этот метод, к сожалению, одинаково применим как в медицине, так и в психологии. Могу судить об этом не с стороны, а, так казать, изнутри этих профессий, так как являюсь и врачом, и психологом одновременно.
Приведу реальные примеры из личной практики.
1. Действие врача.
Пациенту, пришедшему с болями, врач рекомендует провести операцию (стоимость высокая). При этом происходит моральное воздействие: Не пойдёте на операцию, станете инвалидом (в лучшем случае).

Результат: пациент, обдумав всё, отказывается от операции, в результате обходится немедикаментозной терапией (травами). Всё в порядке. Манипуляция не удалась.

2. Действие психолога.
Клиенту, желающему закончить терапию, психолог объясняет, что без него клиент практически недееспособен, не сможет ни жить полноценно, ни принимать элементарных решений, что если уйдёт, случится беда.

Результат: клиент находит в себе силы распознать манипуляцию, уходит, чувствует облегчение. Манипуляция не удалась.

Зачем я это написала?
Я хочу сказать, что не профессия определяет программу действий человека, а сам человек определяет эту программу. Манипулятор может оказаться и врачом, и психологом, и учителем, и бизнесменом, и ещё кем угодно.
Он всегда будет искать жертву.
А для нас всех важно научиться быть клиентами, пациентами, а не жертвами.
Главное - научиться отделять одно от другого.
№1 | 21 июля 2013
Дженгурова Людмила Григорьевна
В этом вопросе я с Вами солидарна,Дмитрий Сергеевич!
Только разумный компромисс и дать право самому клиенту сделать свой выбор при условии осознания,что ему необходима психологическая помощь. Именно так и не иначе
"Если Вы считаете, что у Вас "все плохо" и намерены улучшить ситуацию, я готов помочь Вам в этом."
№1 | 21 июля 2013
Дыльдаева Светлана Геннадьевна
И все таки, выбор и услуги и специалиста это ответственность двух сторон. По Закону Подобия люди притягиваются друг к другу не просто так.
Я тоже нашла свой компромисс, я показываю ситуации, которые решают люди и предлагаю алгоритмы их решения, а уж там, человек сам определяет насколько он готов решать свои вопросы со мной, без меня или с кем то другим.
Но есть темы которые приходится показывать, куда может привести не решение данного вопроса.

Ухова Татьяна Михайловна писал(а):
1. Действие врача.
Пациенту, пришедшему с болями, врач рекомендует провести операцию (стоимость высокая). При этом происходит моральное воздействие: Не пойдёте на операцию, станете инвалидом (в лучшем случае).

Если у специалиста внутри есть приоритет на помощи людям и он старается отдать как можно больше, это видно.
№1 | 21 июля 2013
Трефилов Дмитрий Сергеевич
Ухова Татьяна Михайловна писал(а):
Результат: клиент находит в себе силы распознать манипуляцию, уходит, чувствует облегчение. Манипуляция не удалась.

Соглашусь с тем, что такое бывает. Но сомневаюсь в том, что клиент (если это не многолетний клиент, ставший уже почти экспертом) способен распознать манипуляцию. У него обычно не хватает компетенции.

Он может манипуляцию предположить, ориентируясь на свое отношение к врачу и медицине вообще. Но решение принимает в таком случае на свой страх и риск.

А так как рисковать готовы не все и на проверку не всегда есть время, то и получается, что на одного клиента НЕ ЖЕРТВУ приходится 10 тех, что поведутся на бизнес-технологию.

Данное соотношение, на мой взгляд, неотвратимо приводит к тому, что манипуляторы становятся более успешными, чем этичные профессионалы.

И это меня тревожит.

Ухова Татьяна Михайловна писал(а):
А для нас всех важно научиться быть клиентами, пациентами, а не жертвами.

С этим согласен, спасибо.
№1 | 21 июля 2013
raff
не навреди
№1 | 21 июля 2013
[ Читать все комментарии (41) ]    [ добавить комментарий ]