Самое политическое чувствоМой блог / Просмотр публикации
Есть чувство, которое (как мне кажется), объединяет массы людей и сохраняет их в некотором единстве, как ни одно другое. Именно поэтому политики всех мастей к нему и апеллируют. Это - ложно понимаемое чувство справедливости. Или точнее - ЗАВИСТЬ. Мало что в политической борьбе столь эффективно, как ее активация и поощрение в избирателях. "Смотрите, как несправедливо, что он... что они... что у него (у них). Это он у нас забрал, это наше с вами". Деньги, дворцы, природные ресурсы, должности, машины, любовники, земли, религиозные святыни, возможности... Ничто так не распаляет толпу, как демонстрация неравенства и продвижение идей о том, что это неравенство или незаслуженно, или несправедливо. Покажите людям чье-нибудь недостижимое пока для них имущество, посчитайте его стоимость в ИХ пенсиях или в ИХ средних зарплатах и даже самые думающие люди начинают так возбуждаться, что порой утрачивают способность рассуждать здраво (когнитивные функции при гипервозбуждении страдают в первую очередь, увы). На поощрении ложного чувства справедливости держится и криминал (забери все, что можешь у лоха или барыги, у них это несправедливо), и войны, и революции, и подростковые бунты и многое другое. Само же чувство справедливости (как его понимаю я, конечно), никогда не про другого, оно всегда про меня самого. Как чувство равновесия, например. Не про имущество других людей, а про мое. Не про их возможности, а про мои. Примерно так: Я понимаю, что часть данностей моей жизни СПРАВЕДЛИВА, поскольку является результатом (не принципиально, положительным или нет) МОИХ действий (выборов) или бездействий. А часть - НЕСПРАВЕДЛИВА. То есть, является результатом выборов (действий) ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (не являющихся прямым ответом на мои действия). Или просто неподконтрольными никому событиями (случайностями). Все. РАЗВИТОЕ ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ - это не пограничная конфликтность и не нарциссичное расширение на право распоряжаться чужим имуществом или ресурсами (я знаю, как лучше потратить деньги богатых, допустим). Это способность распознавать реальность, как последствия: действий своих, действий других людей или случайностей. Способность выдерживать это обнаружение и делать этический выбор про то, как с ним обходиться. Дворцы, яхты, самолеты и виллы других людей мою жизнь, как правило, в реальности никак не затрагивают. А потому осознав возбуждение после просмотра какого-нибудь видео (скажем, на ю-тюбе или на первом канале), я обычно стараюсь успокоиться и заземлиться. Это не значит, что я не злюсь, когда последствия действий других людей реально мешают мне удовлетворить свою потребность. Злюсь. Но по-возможности ищу другие варианты удовлетворения, а не способы устранения несправедливости. Потому что устранить несправедливость можно только впридачу с другими людьми. По очереди. Сначала одного, потом другого, потом третьего. А мир без людей... меня не очень устраивает. Ну и, конечно, это не реалистично. Теги: зависть, общество
Другие публикации:
|
Ничто так не распаляет толпу, как демонстрация неравенства и продвижение идей о том, что это неравенство или незаслуженно, или несправедливо.
Дворцы, яхты, самолеты и виллы других людей мою жизнь, как правило, в реальности никак не затрагивают.
Или я вас не поняла.
Их глупость и жадность отражается на моем благополучии напрямую и реально.
Мне жаль, что у Вас так.
Что справедливо для меня может быть несправедливым ( далеко не буду ходить- например для мужа).
А уж в масштабах страны это вообще невозможно найти то, что будет справедливым для всех.
Утопия, которая была в 1917 году.
Мир справедливее не стал.
Каждый стал защищать "свою" справедливость.
Поэтому согласна с
оно всегда про меня самого. Как чувство равновесия, например. Не про имущество других людей, а про мое. Не про их возможности, а про мои.
Хочется добавить - в фигурных скобках, как вариант:
А часть - НЕСПРАВЕДЛИВА. То есть, является результатом выборов (действий) ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (не являющихся прямым ответом на мои действия {или не совпадающих с моими ожиданиями}). Или просто неподконтрольными никому событиями (случайностями).
ибо она субъективна.
Вот какая ассоциация...
По поводу ложной справедливости согласен.
А по поводу не ложной?
Покажите людям чье-нибудь недостижимое пока для них имущество, посчитайте его стоимость в ИХ пенсиях или в ИХ средних зарплатах и даже самые думающие люди начинают так возбуждаться,
У царей всегда были дворцы. И мы могли бы жить лучше, если каждый бы стремился быть лучше себя вчерашнего, помогаю тому кто рядом проявлять его лучшие качества.
Добавить комментарий »