Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

НЕВООБРАЗИМОЕ. Мнение мужского психолога.

Мой блог / Просмотр публикации

В последние дни неоднократно слышу от знакомых об усталости, вызванной НОВОСТЯМИ о короновирусе и режиме изоляции.

Люди так и говорят: "УСТАЛИ".

Будучи психологом, и, работая в диалоговом подходе, я невольно обращаю внимание на то, какие слова мои собеседники используют при описании собственной жизни.

И если уж они сообщают об усталости, то можно предположить, что ими были потрачены на что-то почти все силы.

Мы устаем от длительной и тяжёлой работы, продолжительной борьбы с кем-либо или чем-либо.

А тут - всего лишь новости! Не вызывают любопытство, не навевают скуку, а вызывают усталость.

На что же тратятся силы людей, слушающих, смотрящих или читающих о происходящем в стране и на планете?

Поделюсь своим мнением.

Мне кажется, тратятся они на попытку включить новые факты в свою картину мира, не пересматривая последнюю кардинально.

Увы, сделать это в последнее время оказывается очень непросто. Внезапно "стало возможным" то, что раньше казалось невообразимым.

Остановить весь бизнес в стране, а то и мире из-за выглядящей обыденно угрозы; обрушить цены на нефть до отрицательных значений; заставить людей, словно домашних животных, проситься по нужде погулять в "намордниках"... - предсказать такое всего несколькими месяцами (а то и неделями) ранее было почти невозможно.

А теперь это так.

Словно программа по 3D-моделированию, психика людей перестраивает их картину мира, включая в нее новую информацию, и стараясь при этом не пересчитывать все данные с нуля (такое бы потребовало невероятное количество ресурсов).

Однако жизнь уже вносит коррективы, вынуждая нас останавливать "рендеринг" и запускать просчеты заново.

Казалось бы, в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Такое происходит практически непрерывно, без всякой пандемии. Мы уточняем картину мира каждый раз, когда узнаем о нем что-то новое.

Однако новые факты у многих людей в имеющиеся представления, увы, пока не укладываются. И прямо сейчас им приходится выбирать между ними и фактами.

Впрочем, люди моего поколения уже неоднократно подобное проходили. Развал СССР, отказ от социалистического пути развития, гайдаровские реформы, гражданские войны в бывших братских республиках, разрыв отношений с "родственными" Грузией и Украиной...

До того, как перечисленные события произошли, большинству людей они казались невероятными.

Но вот что я Вам скажу, не знаю, успокоит вас это или нет:

Мир ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ не становится другим при наступлении невероятных событий.

То есть, изменения в нем, конечно, есть и они непрерывны. Но меняются не законы, не принципы, по которым мир существует. Эти в лучшем случае могут быть обнаружены благодаря неординарным происшествиям.

А когда это обнаружение случается, мы внезапно понимаем чуть лучше, какой мир "НА САМОМ ДЕЛЕ".

На мой взгляд это хорошо. Жить, опираясь на более реалистичную картину мира, и проще, и эффективнее.

Но такой она станет только, если нам удастся как-то ОТНЕСТИСЬ к новым реалиям. Найти себя в них и себя относительно них. Осознать чувства, рассмотреть образы будущего, которые всплывают в сознании. И определиться с тем, как мы намерены (опираясь на какие ценности) жить дальше.

Чаще всего эта работа невозможна в одиночестве, перед экраном телевизора или в контакте с лентой соцсетей. Нужен поддерживающий процесс человек. Идеально - психолог.

Комментарии
Елена Евгеньевна Рябова
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Впрочем, люди моего поколения уже неоднократно подобное проходили. Развал СССР, отказ от социалистического пути развития, гайдаровские реформы, гражданские войны в бывших братских республиках, разрыв отношений с "родственными" Грузией и Украиной...

До того, как перечисленные события произошли, большинству людей они казались невероятными.
Те события я перенесла значительно легче и тем более с бОльшим пониманием, чем то, что происходит сейчас - я даже у фантастов такого не читала.
№1 | 29 апреля 2020
Сотникова Инна Павловна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Впрочем, люди моего поколения уже неоднократно подобное проходили. Развал СССР, отказ от социалистического пути развития, гайдаровские реформы, гражданские войны в бывших братских республиках, разрыв отношений с "родственными" Грузией и Украиной...
Переживали, переживаем и ещё неоднократно «выйдет зайчик погулять»:) У меня вот например этот месяц прошёл крайне продуктивно и наконец -то появилось время, которого не хватало на многое. Новости не смотрю:) Предпочитаю «не посыпать голову пеплом», а украшать цветами:) Кстати цветы уже вовсю расцвели:) И согласна с Вами Дмитрий Сергеевич - поддерживающий процесс человек необходим, если нет навыков делать это самостоятельно. И да, в идеале - это психолог. Спасибо Вам!
№1 | 29 апреля 2020
Котляров Дмитрий Сергеевич
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
То есть, изменения в нем, конечно, есть и они непрерывны. Но меняются не законы, не принципы, по которым мир существует. Эти в лучшем случае могут быть обнаружены благодаря неординарным происшествиям.

А когда это обнаружение случается, мы внезапно понимаем чуть лучше, какой мир "НА САМОМ ДЕЛЕ".

согласен
и здесь мне кажется открывается еще один момент - что насколько еще мы не знаем того, что с нами может произойти. То есть, кроме того, что пандемия может раскрыть глаза на то каким мир есть на самом деле - можно еще задумываться над масштабом того, что еще скрыто от наших глаз
Накануне самоизоляции я прочел книгу Брайсон "Краткая история почти обо всем" и там автор наглядно показывает массу мировых процессов, о которых просто не принято задумывать и брать в учет. Для меня пандемия визуализация одной из глав книги про вирусы, где прямо говорится, что мы (ученые, человечество) почти ничего не знаем о том сколько их вообще существует, как они живут, как передают информацию, видоизменяются.
А там у него таких глав штук 40.
Возникает не только новое представление о мире в связи с пандемией, но и расширяются дальнейшие горизонты за ним, на месте которых сейчас полная пустота
№1 | 29 апреля 2020
Невыносимя легкость бытия
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Люди так и говорят: "УСТАЛИ"
Устали от адаптации к новым жизненным условиям, ведь это энергнозатратно. Давит также и незнание будущего, а чему вообще готовиться?
И вот эта совокупность негативных чувств (страх, тревога, обида, раздражение) истощает, увы :(
№1 | 29 апреля 2020
Деревяга Юлия Андреевна
Все проходит и это пройдет)
№1 | 29 апреля 2020
Дмитриева Нина Борисовна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
как-то ОТНЕСТИСЬ к новым реалиям. Найти себя в них и себя относительно них. Осознать чувства, рассмотреть образы будущего, которые всплывают в сознании. И определиться с тем, как мы намерены (опираясь на какие ценности) жить дальше.
Да, не отрицать, не включать пси.защиты, а использовать свои ресурсы чтобы вписаться в этот изменяющейся мир.
№1 | 29 апреля 2020
Светлана Анатольевна Корчагина
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Но такой она станет только, если нам удастся как-то ОТНЕСТИСЬ к новым реалиям. Найти себя в них и себя относительно них. Осознать чувства, рассмотреть образы будущего, которые всплывают в сознании. И определиться с тем, как мы намерены (опираясь на какие ценности) жить дальше.
Адаптироваться надо. Постепенно. Понимая, что изменения остановить невозможно.
№1 | 29 апреля 2020
Наталья Косякова
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
как-то ОТНЕСТИСЬ к новым реалиям. Найти себя в них и себя относительно них. Осознать чувства, рассмотреть образы будущего, которые всплывают в сознании. И определиться с тем, как мы намерены (опираясь на какие ценности) жить дальше.
Хороший такой запрос к себе самому, или на профессиональную помощь.
№1 | 29 апреля 2020
Кирсанова Ирина Владимировна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Остановить весь бизнес в стране, а то и мире из-за выглядящей обыденно угрозы; обрушить цены на нефть до отрицательных значений; заставить людей, словно домашних животных, проситься по нужде погулять в "намордниках"... - предсказать такое всего несколькими месяцами (а то и неделями) ранее было почти невозможно.
да, уж в ночном кошмаре бы не додумалась до такого. Впрочем, метеорит, упавший у города тоже, а это было((
№1 | 29 апреля 2020
София Резник
Где-то так оно и есть. Спасибо за статью.
№1 | 29 апреля 2020
[ Читать все комментарии (15) ]    [ добавить комментарий ]