Бегство от заурядностиМой блог / Просмотр публикации
«Беги, Форест, беги!» Мне кажется, существует немного людей, которые ни разу не видели фильм, цитату из которого я вывел в эпиграф этой заметки. Напомню сюжет: В начале истории (предысторию пропустим) подруга Фореста, мальчика-инвалида с задержкой развития, чье передвижение одновременно и становится возможным и сильно ограничивается ортопедическими скобами на ногах, кричит тому, чтобы он спасался бегством от хулиганов, намеревающихся в очередной раз подвергнуть его унижениям и издевательствам. «Беги, Форест, беги!», - взывает она. И будто дает тому позволение на бегство. Тот бежит. А спустя какое-то время железяки, сковывающие его движения, ломаются и отлетают в стороны. С этого момента Форест в состоянии обходиться без них. Само собой, я не в курсе реальных задумок сценариста и режиссера, однако, размышляя о данном моменте в фильме, фантазирую о том, что скобы на ногах главного героя могли символизировать в том числе и социальные запреты на переживание страха. И теперь, когда эти запреты устранены, кажется, что ничто уже не в состоянии остановить его бегство. Собственно, череда удивительных событий, происходящих в жизни Фореста после этого, на мой взгляд - как раз следствие того, что он не может остановиться. В середине картины тот так и произносит, даря Дженни (той самой подруге) полученную во Вьетнаме медаль: «Я просто делал то, что ты мне сказала - бежал». Впрочем, важно отметить, бежал не только он. Его подруга, например, тоже не могла остановиться. И тоже много чего в этом бегстве натворила. Но, как мне кажется, делала она это несколько иначе и без разрешения от значимого человека. …В этом месте я с вашего позволения немного приостановлюсь. И предложу вам довольно спорную гипотезу о том, что все мы немного Форесты. Всех нас страх заставляет мчаться куда-то почти без остановок (Если только социальные «железяки» не сковывают наши движения). Но если Форест с самого начала показан человеком незаурядным (его умственное развитие сильно отстает от среднего, и на этом фоне все его достижения выглядят ярко и контрастно), то большинство из нас не имеют столь удачной для будущего сравнения точки отправления… Или имеют?.. Повторю свою мысль - все мы немного Форесты. Все мы куда-то или отчего-то бежим. Не знаю, от чего убегаете вы, вам виднее (если это вообще так). Но сам я недавно в очередной раз осознал (и скорее всего, в очередной раз, благодаря механизмам психологической защиты забуду), что бегу от заурядности. Я гарантировано испытываю ужас (не всегда, правда, успевая его заметить, понимая это постфактум) при одной только мысли, что являюсь таким человеком, которого, если поставить в РЯД с другими, попросту не отличить. Почему это для меня настолько непросто? Почему прям ужас? Ну, если честно, то, конечно, не знаю. Да и вообще, в этой пугающей меня картинке много странного и иррационального. Например, если подумать, то вообще-то для реальной неразличимости мало самому быть заурядным. Точно такими же должны быть и все те люди, в ряд с которыми меня некто неизвестный поставит. А это (опять же, в реальности) сложно выполнимо. По крайней мере в минуты условной адекватности я обнаруживаю людей вокруг себя - разными. Но, что поделать, иррациональное - оно такое. Если же все-таки позволить себе немного пофантазировать о причинах моего ужаса, то одна из возможных фантазий, объясняющих происходящее со мной, может звучать так: Переживание заурядности находится в точке очень неустойчивого равновесия между несуществованием (когда меня еще нет) и смертью (когда меня уже нет). В моменте, когда я себя уже кажется осознаю («я есть?»), но еще до того мгновения, как глаза условной мамы остановились на мне и подтвердили факт моего существования. Выделили меня из фона. То есть, оно (переживание собственной заурядности), может находиться где-то между ужасом несуществования и страхом смерти. Чуть ближе к несуществованию. В точке ПРЕДрождения индивидуальности. Предполагаю, что в этой локации организм мобилизует колоссальное (относительно, конечно, речь ведь первоначально идет о младенце) количество энергии (По причине того, что это, возможно, одно из самых субъективно опасных мест на линии нашей жизни). И не исключено, что ее может хватить на многое. Скажем, на то, чтобы попасть в сборную армии США по пинг-понгу (как кинематографическому Форесту). Или чтобы стать миллионером. Но если Вы вдруг решили, что это и есть секретный секрет про успешный успех (Взгляни «в лицо» собственной заурядности и беги прочь. Тогда будешь жить на Мальдивах, окруженный любимыми людьми и восторженными почитателями), вынужден вас… предостеречь. Когда ужас переполняет, бежать приходится быстро и, не разбирая направлений. Иначе гипервозбуждение приведет к перегоранию и даже оцепенению. Бегство от заурядности чаще приводит к истеричному отреагированию, чем к планомерному улучшению собственной жизни. …Стоп! Стоп. Ну не про это же я хотел писать. Думал просто пожаловаться вам на то, что уже долгое время (несколько лет) не могу завершить свою книгу про отсутствующего отца. Поскольку никак не получается допустить, смириться с тем, что она может окажется заурядной. Просто незаметной книжкой. Одной из тысяч книг на полке крупных книжных магазинов. Ведь тогда и мои переживания про отсутствующего отца тоже могут оказаться вполне заурядными. Такими же, как и у миллионов других людей. Написал и понял, как это странно звучит. Я же и творю, исходя из того, что подобные сложности с Отцовской фигурой не уникальны. В общем, не знаю, удастся ли мне справиться с ужасом и дописать книгу или нет, время покажет. Но прямо сейчас подумал вот о чем: Между несуществованием и смертью (чуть ближе к смерти) находится жизнь… P.S. В конце фильма Форест перестал быть незаурядным человеком. Он приготовил завтрак своему сыну. Проводил его на школьный автобус. Сел на лавочку. И стал просто ждать его возвращения. Его бегство закончилось.
Другие публикации:
|
Повторю свою мысль - все мы немного Форесты. Все мы куда-то или отчего-то бежим.
Всем свойственна потребность в безопасности.
Важно только- опасность реальная или фантомная (плод фантазии).
Важно только- опасность реальная или фантомная (плод фантазии).
Это редко в реальности различимо, на мой взгляд.
Для этого и существует терапия:)
общем, не знаю, удастся ли мне справиться с ужасом и дописать книгу или нет, время покажет. Но прямо сейчас подумал вот о чем
а если ...
что являюсь таким человеком, которого, если поставить в РЯД с другими, попросту не отличить.
Думаю, что Вашу книгу прочла бы с неменьшим интересом и удовольствием. Желаю вдохновения и уверенности в ее ДОписании!
Еще раз благодарю! Пошла думать
Предполагается, что у каждого человека есть заложенный от природы смысл жизни (талант, способности, предназначение и т.п.), который человеку нужно реализовать. Индивидуация это "становление самим собой" - реализация заложенного природой (Богом, как вариант понимания) проекта. Спонтанное бессознательное стремление "стать самим собой" тоже заложено. Думаю, что именно это спонтанное стремление и проявляется и в бегстве от заурядности, и в желании быть оригинальным, и в субъективном самоощущении своей оригинальности.
Мне в детстве проявить свою оригинальность помогла йога, и сейчас помогает. У Юнга йога так же применяется для организации процесса индивидуации (см. стр. 115-116 Юнг К.Г. Практика психотерапии. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.).
Хотя, наверно, способов стать самим собой существует много.
Ведь тогда и мои переживания про отсутствующего отца тоже могут оказаться вполне заурядными.
Благодарю за важные мысли.
Ну и ладно. ))
Добавить комментарий »