Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

Зависть декларируемая и никогда

Мой блог / Просмотр публикации

Считается, что одной из позитивных составляющих зависти является признание.

И действительно, когда кто-либо утверждает, что завидует нам, мы, если, конечно, настроены к этому человеку дружелюбно, стараемся услышать в его словах именно это: «Ты крут. Я тоже хочу стать таким же крутым, как и ты».

Именно такую зависть нам хочется репостнуть в фейсбуке или разместить в Инстаграмме. Именно о ней мы предпочитаем фантазировать, когда покупаем, например, машину премиум класса и выставляем ее перед домом всем на обозрение. Именно такую зависть пытаемся декларировать и сами, когда хвалим другого.

Но, будучи специалистом в области психологии, я всегда предпочитаю смотреть туда, куда сами люди, приходящие ко мне за поддержкой, смотреть боятся или по разным причинам отказываются.

Вот и сейчас...

«Дима, ты так хорошо пишешь, завидую тебе», — комментируют мои статьи друзья и коллеги. И, видимо, ожидают, что в ответ я расплывусь от счастья в признательной улыбке. И поставлю лайк под этим их сообщением.

Что же, лайк-то, конечно, я поставлю. Куда без этого в наше время? Но вместо радости и удовольствия в такие минуты, скорее, съежусь от ужаса. И инстинктивно начну оглядываться по сторонам, бессознательно просчитывая маршрут для бегства.

Ведь зависть по моему глубокому убеждению — исключительно разрушительное чувство.

Человек, переживающий его, мобилизуется на защиту собственной самооценки через разрушение: другого, его успеха или отношений с ним.

Если не происходит ничего из перечисленного, то, как правило, завидующий начинает разрушаться сам, заворачивая свою агрессию в болезненный симптом или деструктивное поведение.

Именно поэтому я не радуюсь, услышав подобные, так называемые, комплименты. Они меня пугают. Как бы неадекватно на первый взгляд это не выглядело.

Впрочем, если у меня все же есть выбор, я предпочитаю, чтобы завидующий мне человек говорил именно о зависти, а не предъявлял ее в форме кокетливого восхищения. По крайней мере, тогда я смогу успеть подготовиться (либо к бегству, либо к борьбе). Иначе вынужден терять бесценное время на глубокий анализ сказанного и принятие решения о том, что делать дальше.

Однако по вполне понятным причинам, люди, переживающие это осознанное или вытесненное в бессознательное чувство, не часто соглашаются быть столь откровенными, как мне хотелось бы (подозреваю, что и комментариев про зависть к моему писательскому таланту теперь окажется намного меньше).

Это как в анекдоте:

— Ваша собака подпускает к себе?
— Разумеется. Иначе как она Вас укусит?

Скрыть собственные замыслы  умение, жизненно необходимое при ведении любой войны.

Но ладно другие. Ими управлять невозможно. А что тогда делать с собственной завистью? Декларировать ее, избегать упоминания о ней, вообще вычеркнуть это слово из личного лексикона, дабы не пугать людей? Или быть может что-либо еще?

Я предпочитаю в таких вещах не быть советчиком. Уж больно остренькая тема. Но, раз уж начал, расскажу, как обращаюсь с ней сам, как поддерживаю клиентов и что иногда предлагаю делать коллегам при обмене опытом.

Я исхожу из предположения, что везде, где есть неравенство и хотя бы ситуативное, но бессилие перед попытками его устранить, возникает зависть.

Насколько сильным окажется это переживание (и, как следствие, насколько быстро и мощно оно вызовет агрессивные поступки) зависит от конкретного человека, от его истории и способности рефлексировать (то есть, обнаруживать собственные чувства, желания и намерения). А, в конце концов — от его способности выдерживать тревогу хотя бы сколь угодно продолжительное время, не сбрасывая ту в отыгрывающих поступках.

Но если зависть есть — есть желание уничтожить другого. В попытке, повторяю, защитить собственную самооценку от разрушения. 

Ведь, если не будет его, не будет и неравенства или доказательств того, что я в чем-либо недостаточно хорош.

Так вот, если перевести разрушительные намерения из плоскости активных или пассивных действий в вербальную плоскость (разговоров об этом), легализуя свои агрессивные намерения, но на самом деле не уничтожая другого (как правило, близкого человека) — то, убежден, зависть перестает определять и структурировать отношения.

Мне кажется, достаточно просто сказать другому человеку о том, что ты испытываешь желание его (или его успех) разрушить, чтобы снизить пик внутреннего напряжения. А там, где нет непереносимого напряжения, не будет и неизбежных поступков. И как следствие — нанесенного другому ущерба.

Кроме всего прочего эта откровенность однозначно обезоруживает. Причем, разумеется, не другого, а меня. Ведь если кто-то знает, что я хочу его уничтожить, он может предпринять что-либо для своей защиты. Тем самым лишив меня искушения нанести внезапный удар. И, если не дурак, то, непременно это сделает. А, согласитесь, вредить хорошо защищенному человеку совсем не так безопасно, как безоружному.

Так что, если Вы не хотите в ситуации, провоцирующей зависть (то есть, периодически — в обычной жизни), наносить вред ни другому, ни себе, мне кажется, без откровенных разговоров не обойтись.

Это потом (и то — наверное) можно будет просто самому (мысленно) осознавать, что зависть есть и будет в отношениях с кем-то неравным, но при этом четко и нерушимо принимать решение не давать разрушительным поступкам ходу. А сначала без контакта с живым человеком — никак. Ну не срабатывает эта духовная практика. Если нет навыка выносить зависть в контакте с конкретным человеком, освоить его в условиях мысленного эксперимента - бесперспективная задача.

Разумеется, и это надо отметить, подобные чистосердечные признания выдерживают не любые отношения. Часть близких, узнав о том, как часто Вы удерживаете себя от того, чтобы нанести им вред (например, в форме распускания слухов или словесного обесценивания), просто завалят подступы к себе обломками мебели и строительным мусором, и начнут жечь покрышки при каждом Вашем приближении.

А потому признаваться в так называемой черной зависти (ради собственной же безопасности) стоит не всем. Считаю, что самый безопасный вариант — делать это на терапевтической группе.

Там, в условиях искусственно созданной близости, почва для нее есть всегда. Но если эти отношения и не выдерживают легализацию Ваших злобных намерений, подобное оказывается не так судьбоносно, как при признаниях родственникам или членам семьи.

Теги: Зависть
Комментарии
Зелина Мария Геннадьевна
Спасибо за интересную статью!
№1 | 8 января 2018
Гончаров Дмитрий Владимирович
Спасибо!
Очень много взял из этой статьи!
Терапевтично!

Да, и моего одобряющего комментария можно не бояться!

С уважением!
№1 | 8 января 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Прекрасная статья, Дмитрий! Иной раз уже не обращаешь внимание на завистников по принципу "собака лает - караван идет!", но энергию все равно высасывают "профессионально"
№1 | 8 января 2018
Выборова Кира Эдуардовна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
 если зависть есть — есть желание уничтожить другого. В попытке, повторяю, защитить собственную самооценку от разрушения. 
Случается, что зависть уничтожает прежде всего носителя и близкие отношения.
Спасибо за интересную статью.
№1 | 8 января 2018
Виктор Васильевич Морозов
Интересно! Дмитрий, спасибо Вам за публикацию!
№1 | 8 января 2018
Софин Дмитрий Анатольевич
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
признаваться в так называемой черной зависти (ради собственной же безопасности) стоит не всем. Считаю, что самый безопасный вариант — делать это на терапевтической группе.

Многократно проверено!!!)
№1 | 8 января 2018
lee
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Ведь зависть по моему глубокому убеждению — исключительно разрушительное чувство.
согласна!
№1 | 8 января 2018
Анохин Андрей Михайлович
Спасибо за работу. Согласен, что зависть, являясь патологичной по своей природе, разрушает отношения. И поэтому отнеси ее к средствам "равновесия" можно условно. Так же как цинизм. Обесценивая другого, трудно самооценку урегулировать. Это будет скорее компенсация.
№1 | 8 января 2018
Елецкая Ирина Константиновна
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Впрочем, если у меня все же есть выбор, я предпочитаю, чтобы завидующий мне человек говорил именно о зависти, а не предъявлял ее в форме кокетливого восхищения. По крайней мере, тогда я смогу успеть подготовиться (либо к бегству, либо к борьбе). Иначе вынужден терять бесценное время на глубокий анализ сказанного и принятие решения о том, что делать дальше.
То есть, в случае предъявленного восхищения Вы будете проводить глубокий анализ сказанного (и недосказанного?), а в случае предъявленной зависти делать этого не станете? А как быть с неточностями в формулировках? С тем, что не только зависть можно назвать восхищением, но и восхищение - завистью?
Ну, например, человек может восхищаться тем, как воздушные гимнасты летают под куполом цирка, или тем, какие чудеса показывает дрессировщик дельфинов. И если сам человек никогда не мечтал быть ни гимнастом, ни дрессировщиком, мастерством которых он восхищается, то он так и назовёт это чувство - восхищение.
А вот если он восхищается умением писать статьи и сам при этом очень хочет писать статьи, или восхищается красивым авто и сам мечтает о таком же, то он может назвать это чувство завистью. Именно в силу присутствия желания обладать таким же умением или такой же вещью.
При этом в его "зависти" может напрочь отсутствовать разрушительный импульс. Она может быть абсолютно лишена желания причинить вред. И, конечно же, это не зависть, а восхищение. Просто это восхищение отличается от восхищения гимнастом или дрессировщиком. Наличием желания сделать так же. Но реальная зависть (разрушительное чувство) здесь может полностью отсутствовать.

Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Я исхожу из предположения, что везде, где есть неравенство и хотя бы ситуативное, но бессилие перед попытками его устранить, возникает зависть.
То есть это всего лишь гипотеза. И согласно этой гипотезе люди делятся на явных врагов (это те, кто говорит о том, что испытывает зависть), на подозреваемых (те, кто говорят о своём восхищении) и на скрытых и, соответственно, наиболее опасных врагов (это те, кто свою зависть скрывают или говорят, что у них нет зависти).
Согласно этой классификации, я самый коварный враг: убеждена, что зависть - не мой недостаток). У меня, правда, есть множество других, которые компенсируют отсутствие зависти)). Но зависти нет.
Хоть я уже было начала её у себя выискивать, вдохновлённая Вашими текстами и утверждениями, что она есть у всех. (А те, кто её не испытывает, просто-напросто не осознаёт свою зависть. И тогда она начинает управлять жизнью.) Да так и не нашла. И других людей знаю, которым зависть не свойственна.

То, что зависть присуща всем - всего лишь гипотеза.
А у неосознаваемой зависти есть маркеры, по которым её легко узнать. Зависть (особенно, неосознаваемая) - плохо скрываемое чувство. Её замаскировать очень сложно (это моя гипотеза)).

Спасибо за Ваши статьи, Дмитрий! Всегда с удовольствием их читаю. Есть, над чем задуматься.
№1 | 8 января 2018
Оксана Владимировна Бубнова (Петрушина)
Своеобразный подход.
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Мне кажется, достаточно просто сказать другому человеку о том, что ты испытываешь желание его (или его успех) разрушить, чтобы снизить пик внутреннего напряжения. А там, где нет непереносимого напряжения, не будет и неизбежных поступков. И как следствие — нанесенного другому ущерба.

Кроме всего прочего эта откровенность однозначно обезоруживает. Причем, разумеется, не другого, а меня. Ведь если кто-то знает, что я хочу его уничтожить, он может предпринять что-либо для своей защиты. Тем самым лишив меня искушения нанести внезапный удар. И, если не дурак, то, непременно это сделает. А, согласитесь, вредить хорошо защищенному человеку совсем не так безопасно, как безоружному.
Спасибо за интересную публикацию, Дмитрий Сергеевич.
№1 | 8 января 2018
[ Читать все комментарии (22) ]    [ добавить комментарий ]