Трефилов Дмитрий Сергеевич Психолог, Автор сайта b17.ru

Доклад на сертификацию по программе 3-й ступени МГИ

Мой блог / Просмотр публикации

Доклад на сертификацию
по программе 3-й ступени МГИ
«Совершенствование в гештальт-терапии»
ТРЕФИЛОВА ДМИТРИЯ СЕРГЕЕВИЧА
Март, 2020.

Уважаемые коллеги, с большим удовольствием и гордостью представляю Вам свой проект: мужскую терапевтическую группу: «Дикое поле. Цена свободы».

Задуман он был много лет назад, примерно в 2006 году. И, собственно, сам мой приход в профессию был обусловлен в первую очередь именно желанием вести мужские группы. Однако в силу непреодолимых на тот момент внутренних преград, а также, возможно, и кое-каких внешних (таких, например, как отсутствие запроса в обществе на подобный формат психологической работы) осуществить свою задумку я смог лишь спустя годы, как раз в процессе прохождения третьей ступени.

Вот некоторые формальные характеристики презентуемого мною проекта:
  • Формат, как я уже говорил, терапевтический. Это работа по запросам клиентов.
  • Состав участников – исключительно моногендерный, т.е. только взрослые мужчины, возраст от 22-х до на данный момент 60-ти лет
  • Количество завершенных циклов – 2 полных сезона и один в процессе (в 3-м сезоне прожито вместе уже 60 часов).
  • Продолжительность сезона: Первый – 100 часов, второй – 120 часов, а третий – 140 часов.
  • Продолжительность каждой встречи – в первом сезоне это были однодневки, 10 акк. часов, во втором мы провели три двухдневки (совместили однодневки), в третьем сезоне перешли исключительно на формат двухдневок.
  • Количество участников: в 1-м сезоне – было 6 человек в группе, 2-й – начали с 12-ти, затем четверо ушли (один из которых все же вернулся, но уже в третий сезон), и за одну встречу до конца ушел еще человек. В третьем сезоне устойчиво работают 12 мужчин, один из которых продолжил работу после полного прохождения прошлого сезона (а записывалось 15).
  • Количество ведущих – 3 человека каждую встречу.
  • Дополнительные сведения: на данный момент проведены переговоры с организатором (проявившем инициативу) и начат набор на группу в Ставрополе. Был проявлен интерес набрать для нас группу организатором из Майкопа. Но тут пока работа не начата. Среди участников третьего сезона есть несколько иногородних: мужчины из Армавира и Питера, которые приезжают или прилетают в Краснодар на встречу каждый раз.

В докладе на сертификацию о собственном пути в профессию, я много внимания уделил себе и своим личным мотивам двигаться в этот проект, а также преградам, которые мешали мне сделать это. Тут я уберу излишнее самораскрытие, а сосредоточусь на самом проекте.

Постараюсь рассказать Вам о том, как нам удается собирать и удерживать в терапевтическом проекте довольно нарциссических (в хорошем смысле этого слова) мужчин. Почти 70 процентов участников – это бизнесмены, ТОПы и начальники среднего звена. Остальные – это, в основном, мужья психологов (люди довольно настороженные, постоянно готовые к внезапным интервенциям ведущих и перманентно настроенные на пассивную оборону от таких интервенций :) ). Также я планирую поделиться тем, как мы создаем пространство, в котором такие мужчины раскрываются, формируют близость и рискуют обнаруживать источники застарелой боли.

Попробую сделать это через рассказ о теоретических основах проекта:
  1. О ценности половой однородности участников,
  2. О своем взгляде на процесс мужской инициации и
  3. О важности состава из трех ведущих группы.

 

Прежде всего, важно отметить, что послание потенциальным клиентам - в виде рекламных постов, статей и заметок в блоге, мы делаем несколько иным, чем стандартные приглашения на группу. Это не предложение решить психологические проблемы, что-то понять про отношения и не приглашение исследовать себя любимого. Это намек на доступ в сакральное пространство. Пространство, запретное для женщин. Место, принципиально отличающееся от того, что окружает их в жизни.

Почему это так важно и почему полезно?

Мне кажется, подобный состав участников делает возможной более раннюю и глубокую близость между мужчинами. Которая, в свою очередь, и создает предпосылки для признания – мужской инициации. Формирует или укрепляет гендерную идентичность.

По моим наблюдениям в обычных группах, если там есть и мужчины, и женщины, раннее самораскрытие для мужчины крайне небезопасно. В присутствии женщин нам всем важно оставаться, что называется, на высоте. Так называемые брачные игры, автоматически актуализируются в присутствии лиц противоположного пола. И, будучи не всегда распознанными вынуждают нас маскировать собственные уязвимости, выпячивать достоинства и бороться с соперниками.

На таком фоне, если мужчина идет в самораскрытие прежде, чем какое-то довольно продолжительное время потратил на иерархические поединки с условными соперниками в группе, прежде чем достаточно напугал их, продемонстрировав свою устрашающую «мускулатуру» (в том числе психологическую) и готовность нанести ответный ущерб, он получит от другого мужчины, скорее всего, не признание и не принятие, а нарциссическую травму. Или, в лучшем случае – игнор. При этом его, конечно, могут поддержать женщины группы… но… это, зачастую лишь добивает, а не утешает.

В мужских группах тоже, разумеется, есть конфликты и конкуренция. Но при отсутствии такой очевидно понятной и порой принципиальной цели для борьбы, как женщина, решаются они намного быстрее. Этап конфликтов в группе оказывается менее продолжительным и более прямым.

Хочу отметить на всякий случай – это нисколько не принижает ценность смешанных групп. В них очень много полезного и терапевтичного в том числе и для мужчин. Но получить мужское признание, завершить инициацию, по моему мнению, в них намного сложнее.

 

Кстати, про мужскую инициацию:

Для меня лично (после того, как я поделился с ко-терапевтами данным докладом, выяснилось, что у них иной взгляд на нее. Что не сильно важно, поскольку не мешает нашей совместности в работе) – это многоступенчатый процесс. В норме проходящий за три этапа. Позволю себе занять Ваше время рассказом о них, поскольку, как я уже говорил, это является теоретическим обоснованием проекта и причиной остановки на формате из трех ведущих.

Считаю, что для того, чтобы приобрести устойчивую зрелую мужскую идентичность, мужчина должен как бы доказать себе и другим три «Не».
  • Что он НЕ ЖЕНЩИНА.
    Это в норме происходит в раннем детстве. Я этот процесс вижу в сепарации младенца от матери. Сначала НЕКТО БЫЛ женщиной (реально, в беременности любой человек составлял с мамой одно целое), затем этот некто ОЩУЩАЛ себя с ней единым целым (раннее психическое слияние). А через какое-то время понял, обнаружил, что не просто не является одним целым с мамой, но и сильно от нее отличается физиологически. Он мальчик и у него есть вторичные половые признаки.
    Сепарация от мамы традиционно происходит на поддержке отца. Но, считаю, что признает ее – через смирение с фактом его отдельности – мать.
  • Что он НЕ РЕБЕНОК.
    Это доказательство в норме происходит в подростковом возрасте, в юношестве. Сепарация от отца, от семьи. Не ребенок – это тот, кто может сам позаботиться о себе. Для выживания кому не нужны заботливые взрослые.
    Происходит отделение от родителей, на мой взгляд, на поддержке сиблингового сообщества – братвы, дворовой тусовки, спортивной команды, банды и пр. Но признает его отдельность, состоятельность – отец. Перестает контролировать, учить, обеспечивать и смиряется с его самостоятельным выбором.
  • Что он НЕ ГЕЙ.
    Это процесс сепарации уже от условных сиблингов. От мужчин.
    Быть принятым братвой – это значит сформировать близкие, порой даже интимные отношения с некоторым количеством половозрелых мужчин, в отношении которых, надо заметить, не действует культуральное Табу инцеста. Друзья на этом жизненном этапе становятся важнее семьи, важнее порою самой жизни. И за счет подобной близости подросток получает шанс уйти из-под родительской опеки. Фактически и психологически. Желание принадлежать некоторому сообществу оказывается сильнее, чем, в общем-то, вполне рациональное желание ничего в жизни не менять и оставаться в блаженной зависимости от мамы с папой. Особенно, если те его никуда не гонят.
    Так вот, если влечения к другим парням у подростка нет или оно прерывается, мне кажется, удержаться ему в компании сиблингов оказывается либо крайне затруднительно, либо даже невозможно – увы, в подобных тусовках много опасностей и тревоги.

    Если же оно, это влечение, есть, но при этом мало понимания о том, про что оно, поскольку, возможно, нет вообще опыта переживания близости с другим мужчиной (прежде всего, с отцом), есть вероятность, что подросток попросту сексуализирует свое влечение.

    Сейчас в информационном пространстве много так называемых «подсказок», почему подростка тянет к представителям своего пола. Понятное дело, потому что гей. Но и когда подобной пропаганды в эфире не было, мысли такие, мне кажется, людям все равно приходили. Повторяю, когда нет устойчивого опыта близости с другим мужчиной, влечение к нему может дезориентировать, пугать и сбивать с толку.

    В общем, если мужчина сексуализирует потребность в близости, он перестает нуждаться в традиционной мужской идентичности. И на этом этапе его становление в данном плане, в общем-то, завершается. Он либо вступает в продолжительные гомосексуальные отношения, либо периодически сбрасывает напряжение в кратковременных.

    При условно же традиционном развитии ситуации, ему необходимо покинуть братву ради отношений уже со своей взрослой семьей – женой, детьми, внуками.

    Возникновение данной потребности совпадает по времени с ростом его возможностей. Когда он начинает создавать больше, чем потребляет. И тогда в равных отношениях с сиблингами это становится проблемой, поскольку избыток некуда девать. Мужчина нуждается в отношениях, в которых он сможет размещать этот избыток без тревоги за возникающий дисбаланс. И братва признает это его право.

 

Разумеется, я сильно утрировал рассматриваемый вопрос. Прошу за это прощения. Но если погружаться в него глубоко, мне придется значительно выйти за рамки предоставленного времени.

Так вот, данная мужская терапевтическая группа в моем понимании – это прообраз братвы, в которой мужчина получает признание и обретает мужскую идентичность. Формирует близость с другими мужчинам. Другие мужчины формируют близость с ним. Это пространство, в котором они учатся опираться друг на друга и служить опорой. Преодолевают гомосексуальные страхи (шутки про, выражаясь их языком, «гомосятину» на определенном этапе – неотъемлемая часть всех наших проектов и надежный маркер формирующейся близости в группе), но не сексуализируют близость.
Именно этой задачей и определена структура группы – в частности, состав из троих ведущих.

Я хотел по возможности избежать стандартных проекций на группу (что группа – это мама, а ведущие – мама, папа…). Нет, мы – это проекция сообщества, братвы. Группы с двумя мужчинами-ведущими с этой задачей, как мне кажется, не очень справляются. Через какое-то время кто-то из них, предполагаю, обнаруживает себя больше мамой, а кто-то папой. Или – даже, если ведущим и удастся уйти от женских проекций (ну, найдутся два таких суровых равно брутальных гештальтиста), это, на мой взгляд, лишь усилит гомофобные настроения. И возможно при этом – еще и женоненавистнические.

Если оценивать процессы в двух уже завершенных нами проектах и в том, который актуален сейчас, моя ставка на количество ведущих оправдалась.

Кроме того, в процессе работы мной с коллегами были обнаружены и другие довольно интересные следствия из остановки на формате группы с тремя ведущими (они нуждаются в дополнительном исследовании, но отметить их я все же хочу). Так, например, в работе мы интуитивно-бессознательно распределились по радикалам ДКЛ. Как-то так получилось, что Максим Дубенцов, например, стал больше поддерживать шизоидный радикал, обеспечивая стабильность и безопасность, порой просто своим молчаливым присутствием, а порой изящными шутками. Костя Габеев сосредоточился на невротическом, больше внимания направляя на установление отношений. А я на нарциссическом – это про задачи, цели, достижения, вызовы.

В другой раз мы обнаружили, что так же распределились и по временному фокусу. Максим – чаще стал направлять взгляд в прошлое, Костя – концентрироваться на настоящем, а я предлагать взглянуть в будущее.

Нам, троим ведущим, стало сложнее сговариваться, чем это могло произойти, если бы нас было двое. И несогласие ведущих во взгляде на сказанное и в оценке динамики – неотъемлемая часть наших групповых процессов. Приходится обсуждать, договариваться, спорить. Прямо в группе. Отмечать моменты, когда согласие оказывается не найденным. Но продолжать сохранять отношения в этой разнице. Участники группы это видят и по их откликам – подобное очень терапевтично.

Увы, выделенное время подходит к концу. Потому просто хочу маркерами обозначить, на какие еще предпосылки опирается проект.
  • Что мужская инициация в современности – это, в отличие от древних времен, не разовое событие. Порой мужчине приходится проходить этот обряд многократно в течение жизни (переезды, смена деятельности, смена культуральной парадигмы, борьба за права женщин, сертификация в ОПП ГП).
  • Что всеми признанных обрядов инициации в современности не осталось. И их (частные) либо приходится обнаруживать в новой обстановке каждый раз, либо изобретать.
  • Проект должен быть конечным. Иначе это застревание на третьем этапе. Мужчине важно покинуть группу.
  • Главная задача каждого нового проекта – не просто обеспечить поддержку участникам, обогреть их и поддержать в отреагировании чувств, но и совместно изобрести ритуал инициации.
  • В начале жизни группы стабильность и безопасность в ней достигается количеством ведущих и их сплоченностью. Но в конце хорошо было бы, чтобы участники брали ответственность за происходящее на себя. Это достигается нами кроме легализации несогласия ведущих друг с другом, еще и пространственно – мы рассаживаемся, чтобы не создавать у мужчин фантазии, про ударную бригаду.
  • Ну и много еще чего есть.

 

Завершить свой доклад я хочу рассказом о том, что произошло с одним из участником группы в результате прохождения проекта. Само собой ситуация – выдуманная. У меня нет разрешения на разглашение реальных историй. Но она довольно типичная.  Подобное, хоть и не произошло ни с кем в реальности, в той или иной степени происходит во время работы.

Так вот, этот выдуманный участник пришел в проект по настойчивому требованию жены, которая на поддержке в своей личной терапии уже была, похоже, готова к разводу. Группа для него была некоторым алиби. И вначале он, скорее всего, удерживался именно ради этого. Типа: «Какой развод – смотри, я стараюсь, просто твоя психология не помогает».

Но постепенно происходящее в группе его впечатлило. Он стал участвовать в диалогах на поддержке ведущих. Выражать свое довольно интересное и очень конкретное мнение. А на одной из последних встреч решился на эксперимент. Перед этим вспомнив в контексте происходящего несколько однотипных травмировавших его случаев, где кроме несправедливого наказания имело место еще и трусливое предательство его друзей.

Я предложил ему высказать все обидчику, посадив его на пустой стул. И после довольно долгого времени сомнений и колебаний, он согласился попробовать.

Он говорил слова, а почти дюжина мужчин за его спиной хором повторяла. «Ты не смеешь» (Ты не смеешь), «Это не справедливо» (Это не справедливо), «Я не позволю…» (Мы не позволим). «Отвали» (Отвали). «Я тебя урою» (Мы тебя все уроем).

Было мощно. Банда мужиков вписалась за него. Пусть и в воображаемой ситуации. И он смог взглянуть в глаза своим детским страхам.

Мне кажется, когда на твоей стороне группа из большого количества сплоченных мужчин, это делает возможным довольно маловероятные перемены.

 

И все же я считаю, что ценность проекта не только в переменах.

Мы вместе проживаем темы, плохо перевариваемые в одиночестве. Часто звучат истории про отцов, их психическую нестабильность (а порой и довольно явную неадекватность), про их потерю (во время двух завершенных проектов у участников умирали отцы). Про тоску по дружбе. И так далее.

Мне очень ценно и гордо быть частью этого проекта.

 

Спасибо за внимание. Это уже к Вам. И за годы совместности. Прошу Вашего участия в моей инициации и признания меня, как супервизора и ведущего групп.

Комментарии
Макарова Инна Юрьевна
Прекрасный доклад, прекрасная идея и замечательная групповая работа.
№1 | 26 мая 2021
Александр Молярук
Запись доклада будет (видео)?
№1 | 26 мая 2021
Трефилов Дмитрий Сергеевич
Александр Молярук, нет. На видео не записывали ))
№1 | 26 мая 2021
Александр Молярук
№3 | u9 | Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
нет. На видео не записывали ))
Жаль, я послушал бы - голосом важные интонации передаются.
№1 | 26 мая 2021
Наталья Косякова
Спасибо, Дмитрий! Очень впечатлили и доклад и результаты, и выводы. Я тут тоже совершенно неожиданно для себя оказалась ведущей моногендерной мужской группы (правда, не терапевтической, а учебной). Но опыт чрезвычайно интересен! Хочется дальше двигаться в этом направлении.
№1 | 26 мая 2021
Светлана Анатольевна Корчагина
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Мы тебя все уроем).

Было мощно. Банда мужиков вписалась за него. Пусть и в воображаемой ситуации. И он смог взглянуть в глаза своим детским страхам.

Мне кажется, когда на твоей стороне группа из большого количества сплоченных мужчин, это делает возможным довольно маловероятные перемены.
Очень круто. Спасибо,что публикуете, очень интересно.
№1 | 26 мая 2021
Анастасия Захаренко (Шихалеева)
Спасибо, что поделились! Очень впечатляющая работа! До мурашек!
№1 | 26 мая 2021
Юшкова Марина Александровна
Да, большой вклад, в развитие мужских групп!👏 В моём окружении, мужчины очень страшатся психологов.
№1 | 26 мая 2021
Леус Надежда Дмитриевна
Было очень интересно читать. Здорово, что вы делаете такой проект.
Думаю, что многие мужчины качественно изменили жизнь после)

Идентификация важна любому человеку. А группа как раз тот буфер, который помогает легче принять её)
№1 | 26 мая 2021
Евгений440
Спасибо, что поделились! Нашёл много интересных и важных моментов. Которые обязательно надо обдумать, обыграть и применить в отношениях с сыном.
№1 | 26 мая 2021
[ Читать все комментарии (13) ]    [ добавить комментарий ]